English | Espanol | Deutsch | Francais | E-mail                


Столыпин  Революция  Ленин  Советы  Цивилизация  Армия   Экономика   ВТО

Жить семьей или рынком?

Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он одинаково полезен практикам, учащимся и всем кто любит Россию и хочет ее знать.

НОВОСТИ

Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете




2016

Харизма как красная тряпка на быка

Странная реакция. Энтропию уважают, а назови реальное явление «харизмой», патриоты кидаются в бой. Поэтому я сделал такую вставку:
Страсти и верования – это символические формы. Импульс к инновации, в котором синергически сочетаются рациональные представления с иррациональными символическими «образами» Вебер назвал «харизмой» (греч. charisma – благодать, дар божий). А.С. Донде приводит предупреждение Вебера, что он называет харизму «по существу “творческой” и революционной силой в эмпирическом и безоценочном смысле». Это явление и другие мыслители и ученые описывали как важный фактор в человеческой деятельности в решении аномально сложных задач. Они по-разному называли это явление и иллюстрировали его разными процессами и действиями.
http://sg-karamurza.livejournal.com/234284.html
28.08.2016

С.Г.Кара-Мурза. Проблемы оппозиции (9-10)

9… Логичен вопрос: почему лево-патриотические организации до сих пор не могут стать оппозицией, обладающей своим убедительным дискурсом, внятной стратегией и ресурсами символов, и авторитетом, которого ожидали с начала 1990-х гг.?
10...Фундаментальным провалом политической системы СССР было то, что обществоведение, взявшее за методологическую основу исторический материализм, развивалось в парадигме натурфилософии, а не как познание, автономное от нравственных ценностей.
...общность граждан, причисляющих себя к лево-патриотической части общества, должна изобрести и построить свою собственную внутреннюю информационную систему и составить для себя повестку дня и обсудить ее.
http://sg-karamurza.livejournal.com/233804.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/233988.html
23.08.2016

С.Г.Кара-Мурза. Проблемы оппозиции (4-8)

Инновация – это большая или маленькая революция. Объективное условие для нее – состояние неустойчивого равновесия: «все старое начинает раскачиваться, а все новое, еще неопределенное, заявляет о себе и становится возможным» (С. Московичи). Но не менее важно условие субъективное – состояние духовной сферы вождей и группы первопроходцев.
...свои заметки о русской революции Вебер завершает взволнованным обращением к немцам: «Давление возрастающего богатства, связанного с привычкой мыслить “реально-политически”, препятствует немцам в том, чтобы симпатически воспринять бурно возбужденную и нервозную сущность русского радикализма. Однако, со своей стороны, мы не должны все-таки забывать, что самое непреходящее мы дали миру в эпоху, когда сами-то были малокровным, отчужденным от мира народом, и что “сытые” народы не зацветают никаким будущим» .
...если детализировать движение процесса революций, можно разглядеть борьбу и взаимодействие нескольких харизматических инноваций разного калибра и в разных направлениях. Какой-то вектор по главным признакам представляется господствующим, вокруг его социального ядра складывается коалиция. Такова была Февральская революция 1917 г. в России: харизматические вожди – либералы, цвет русской интеллигенции, их с 1905 г. консультировал лично Макс Вебер. Более того, либералов поддержали марксисты-социалисты (меньшевики и эсеры), философы и ученые, иерархи церкви и Запад (Антанта).
...Синтез традиционно конфликтующих мировоззренческих структур сознания больших общностей был харизматической идеей, преодолением важных догм марксизма. Представляя эти идеи обществу России, Ленин почти буквально сказал: «Вы слышали, что сказано... а Я говорю вам...». Это было откровение, недаром Апрельские тезисы отвергли книжники-марксисты (например, Плеханов) и поначалу даже верхушка большевиков, – зато поддержали первичные организации.
...Добавления и замечания к концепции Вебера не снижают ее общей ценности для обществоведения, особенно кризисного. Базовая структура этой концепции дает сильный импульс для создания реалистичного и правдоподобного образа конкретного кризиса.
http://sg-karamurza.livejournal.com/232291.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/232575.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/232881.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/233459.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/233622.html
19.06.2016

Отмечают юбилей ГКЧП. Вот реплика в "Литгазете"

С.Г.Кара-Мурза: Отошли 25 лет после «путча ГКЧП». В водовороте 1991 г. мы не могли оценить это событие, хотя эта терминальная операция готовила и тайный договор в Беловежье, и приватизацию, и Беслан, и Майданы на Украине. До этого была репетиция в январе 1991 г. в Вильнюсе. Все было прозрачно, но тогда все это проносилось как в зазеркалье, под тяжелым наркозом. Многое еще увидим, но разум окреп. Надо изучать уроки, ставшие уже историей, хотя болтать о таких вещах нельзя. Это страшные события, которые тянутся на ногах у государства, как тяжелые гири.
...симбиоз полиции, радикальных диссидентов и преступности – болезнь части нашей интеллигенции. Их мышление – гибрид западничества, мессианства и русского нигилизма. Такая синкретическая структура культуры в кризисные периоды порождает «странных» людей. Над этой проблемой бился Достоевский. Эту культуру нельзя назвать ни западной, ни русской, это были первые атаки постмодерна. Но продолжать такие атаки в России – слишком опасная угроза. Мы пока еще слишком ослаблены.
http://sg-karamurza.livejournal.com/233158.html
19.08.2016

С.Г.Кара-Мурза. Проблемы оппозиции (3)

М.Вебер выдвинул сильный тезис: изобретение инновации, порождающей новую структуру in statu nascendi, требует взаимодействия (синергизма) рационального усилия и внерационального импульса. Другими словами, он напомнил, что нельзя описать «население» и общество (человеческие общности) только посредством социальными и экономическими индикаторами – социальное и психическое неразрывно связаны.
...Иррациональный импульс к инновации Вебер называл «харизмой». Это явление и другие мыслители и ученые описывали как важный фактор в человеческой деятельности в решении аномально сложных задач. Они по-разному называли это явление и иллюстрировали его разными процессами и действиями. Например, близкое понятие предложил историк и этнолог Л.Н. Гумилев, назвав этот фактор пассионарностью, но содержание концепции Вебера существенно отличается.
http://sg-karamurza.livejournal.com/232043.html
14.08.2016

Продолжим тему об оппозиции (2)

С.Г.Кара-Мурза: недели через две выложу весь очерк. Состояние России требует срочно разгрести хаос мифов и фантастических идеологем, нагроможденных длительным системным кризисом. Без того, чтобы хоть немного упорядочить представления о реальности и ее предыстории, невозможно никуда двинуться. Нужны пусть грубые, но связные объяснительные модели нашего положения и возможных альтернатив действий. Их появление потянет за собой очередную попытку начать диалог с общностями и с властью.
...Только по земле исторической России прошли волны проекта Чингисхана, крестовые походы рыцарей, Наполеон и Гитлер, а теперь ее втягивают в разрушительный мировой проект под названием глобализация. Спасением всегда бывали форсированные встречные инновации.
М. Вебер, изучая и сравнивания процессы развития в обществах модерна и в традиционных обществах, определил инновации как зародыши появления новых общественных форм и институтов. Он ввел в социологию важное понятие: общество в состоянии становления.
http://sg-karamurza.livejournal.com/231704.html
13.08.2016

Из комментариев видно: приходится поговорить об оппозиции (1)

С.Г.Кара-Мурза: Все равно наши темы крутятся об оппозиции разных типов. А что же имеется в этот период затишья? Начал нудный сырой текст. Выкладываю 1 часть:
Наследие харизмы. Проблема оппозиции
В последние два века в обществоведении использовались две идеальные («чистые») модели обществ и государств: традиционные и современные. Современным назвали государство модерна – конструкцию, которая сложилась в процессе череды революций, породившей Запад как особую цивилизацию. «Незападные» общества и государства называли традиционными.
Деление это условно, т.к. некоторые незападные государства уже в ХIХ в. смогли перенести и освоить западные культурные достижения, важные технологии и институты – модернизировались. Но эти инновации «прививались» на ствол своей культуры, и по ряду фундаментальных признаков (мировоззренческих и социальных) эти государства относили к классу традиционных. Примеры: Япония, Россия (затем СССР), Индия.
http://sg-karamurza.livejournal.com/231497.html
11.07.2016

Есть возможность протестировать и обсудить игру-стратегию про Советский Союз

Создатели игры просят протестировать игру про Советский Союз, призванную не просто показать советскую историю в момент Перестройки и рарушения, но и дать возможность игрокам самим поучаствовать в управлении советским государством и изменении событий того времени.
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/376751.htm
05.08.2016

Насколько адекватно мы понимаем происходящее?

С.Г.Кара-Мурза: Так начат один из комментариев. ЖЖ тем и ценен, что по совокупности комментариев в какой-то мере можно ответить на этот вопрос. По крайней мере, предположить, как понимает происходящее в небольшой общности тех, кто пишут реплики. Какая-то корреляция с настроениями массы молчаливых читателей все-таки есть. Хотя, думаю, молчаливые более консервативны и рассудительны. В этом спасение.
Но по суждениям тех активных читателей, которые высказываются, уже можно составить грубую карту групп, которые излагают, как они «понимают происходящее». Если так, то у нас идет осторожный диалог, что необходимо для «понимания происходящее». Я ответил на вопросы читателя очень кратко. На эти мои ответы дали четкие критические реплики, и я добавлю пояснений к ответам...
http://sg-karamurza.livejournal.com/231410.html
09.07.2016

Читатель задал несколько вопросов. Ответы С.Г.Кара-Мурзы

С.Г.Кара-Мурза: Вы поставили большие вопросы. Многого мы еще не знаем, многое стоит на предположениях. Еще важнее, что на многое мы не решаемся взглянуть, признать свои слабости. Многое, под давлением чувств, преувеличиваем. Я выскажу Вам мои представления – кратко, без деталей и не углубляясь в противоречия.
Вы пишете: «За последние 20 лет мы претерпели убийственные изменения всего общества, национального общежития и культуры. Ощущения "стабилизации" или "подмораживания" дегенеративных процессов нет». Это эмоции. Изменения очень разрушительные, но не убийственные. Перебор в восприятии очень большой. Без "стабилизации" и "подмораживания" общество, государство и культура уже бы распались. Я считаю, что надо удивляться как раз тому, что многие силы организовались для "стабилизации" и "подмораживании" процессов деградации. При всех потерях и отступлениях это – выход на позиционное равновесное состояние. Да, равновесие нестабильное и риск срыва большой. Но я считаю, что главная опасность та же, что сгубила СССР – надежда на какие-то «высшие силы» (бога, Сталина, мороза и авось)...
http://sg-karamurza.livejournal.com/231090.html
08.07.2016

Можно расширить подход

У нас много спорят по частному аспекту. Пора расширить пространство проговаривания. Думаю, почти все чувствуют, что с конца 50-х годов начался новый период жизненного цикла СССР. После смерти Сталина это все прочувствовали, даже школьники 7 класса. Учителя приходили заплаканные, и мы понимали – это вовсе не из-за культа личности. Все покатилось по другой дороге, и тревогу вызывала неопределенность...
...я считаю плодотворным подход, который начал, но не успел Вебер, заметки которого собрал Московичи. Напомню фразу из предисловия этой книжки: он в своей модели общества «на первый план выдвигает его динамические, а не статические, структурные, свойства. Общество по Московичи – это система динамичных отношений, нечто текучее, непрерывно изменяющееся и потому сопоставимое с психикой, с динамизмом страстей и верований, составляющих суть душевной жизни реального человека». Для этого подхода важна и концепция культурной травмы, и аллегория Вебера. Он называл эти общности in statu nascendi (т.е. в состоянии возникновения). Как, например, атомарный кислород или хлор – in statu nascendi. Огромная активность! А об общностях сказано, что они «не осуществляются обычными общественными и историческими путями и отличаются от вспышек и изменений, которые имеют место в устоявшемся обществе… Здесь возникает нечто “совершенно другое”, несоизмеримое по своей природе с тем, что существовало раньше; нечто, перед которым люди отступают, охваченные страхом». Это и произошло в СССР: и в социальных группах, и в культурных и этнических. Исходя из этого можно создать модель кризиса и его преодоления.
http://sg-karamurza.livejournal.com/230691.html
15.06.2016

Доклад на МЭФ: О людях, преобразованных катастрофой

С.Г.Кара-Мурза. Культурные кризисы со сдвигами в системе ценностей происходят в результате сильной культурной травмы. После перестройки и «бархатных революций» эта категория вошла в социологию как обозначение необходимого фактора для анализа кризисных явлений в обществе. Такая травма дестабилизирует рациональное сознание, и вся духовная сфера переходит в состояние неустойчивого равновесия, возникает «подвижность отношений и правил». Это — точка бифуркации, в которой вся система «чаяний» некоторых общностей может быть при малом усилии сдвинута в иной коридор...
Точно так же, удары, разрушившие ядро советского строя, вовсе не освободили из него необычных людей типа убийц, террористов или «бандеровцев», которые, как некоторые считают, были «генетически» предрасположены к таким ролям. Их «выбросил» взрыв общества, эта их инновация имеет «неисторическую природу»...
В 70-е годы в нашей среде эрудитов возникла необъяснимая ненависть к СССР. Их жалели, в них не видели угроз. После 1985 г. они как будто разбудили какой-то вирус и устроили эпидемию. Они оставили массу текстов, особенно в художественной литературе и в обществоведении. Их ненависть доходила до очевидной глупости. Но они теперь стали практиками с ресурсами, и их надо изучать как социальный и культурный феномен, несущий уже активную угрозу, а также изучать историю аналогичных явлений. В разных культурах искали и находили способы успокоить кипящий разум таких людей.
Часть 1 доклада.
http://sg-karamurza.livejournal.com/230649.html
Часть 2 доклада.
http://sg-karamurza.livejournal.com/230150.html
05.06.2016
Доклад на МЭФ: О людях, преобразованных катастрофой (часть 1)

Разговор С.Г.Кара-Мурзы со студентом

После публикации видеоразговора Сергея Георгиевича Кара-Мурзы с 11-классницей, состоявшегося накануне Нового, 2016-го, года, пришёл отзыв. Написал нам студент технического направления. Написал горячо и с большой тревогой за наше нынешнее состояние и ближайшее будущее. Вопросы ставил, что называется, ребром, поэтому мы сочли интересным и полезным предложить Сергею Георгиевичу продолжить наш небольшой "конгресс поколений", ответами на некоторые из этих вопросов. Так получилась эта двухчасовая интереснейшая беседа - "Разговор со студентом".
Организатор, оператор и режиссер - Денис Денисов
С.Г.Кара-Мурза выложил ссылку на этот видеоразговор в свой ЖЖ под заголовком "Поздравляю всех с Днем защиты детей"
http://sg-karamurza.livejournal.com/229977.html
Видео также можно посмотреть на сайте СГКМ-клуб, который создал и ведет Денис Денисов.
http://sgkm-club.ru/node/511
01.06.2016

ВНИМАНИЕ! Читателям ФОРУМА сайта С.Г.Кара-Мурзы:

07.10.2015 произошла смена домена нашего форума с vif2ne.ru на vif2ne.org а c 13.10.2015 прекращена автоматическая переадрессация со старого адреса на новый.
Поэтому для входа на форум обновите букмарки. Ссылка должна выглядеть примерно так:
https://www.vif2ne.org/nvz/forum/2/0.htm
Примерно, потому что есть несколько вариантов дизайна форума, который выбирают для себя его участники. Например, https://vif2ne.org/nvz/forum/0/1.htm
13.10.2015

Сайт-дублер: кара-мурза.рф


Информируем, что сторонники С.Г.Кара-Мурзы создали и развивают сайт http://кара-мурза.рф
Это сайт-дублер сайта kara-murza.ru Сейчас он находится в процессе реконструкции. На нем есть файлы с сайта kara-murza.ru и дополнительно размещены книги С.Г.Кара-Мурзы и видео-файлы с его лекциями и интервью.

Сайт-дублер полезен еще и потому, что по независящим от нас обстоятельствам 25 июля 2013 года изменился хостинг сайта kara-murza.ru. Пока проблем не было.
Если возникнут технические сбои на сайте kara-murza.ru, просим написать нам (См. стр. Написать письмо С.Г.Кара-Мурзе)

Писать С.Г.Кара-Мурзе можно также с сайта кара-мурза.рф. Там для этого организована форма для обратной связи:
Контакты

В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы началось обсуждение проекта


http://sg-karamurza.livejournal.com/

В раздел "проекта в ЖЖ" можно войти по ссылке: Перечень текстов проекта: http://kara-murza.ru/project/Oglavl.html
Желающие принять участие в проекте могут присылать свои тексты (если они слишком велики для ЖЖ) на адрес этого сайта. Адрес почты сайта см. тут: http://www.kara-murza.ru/mail.html
После предварительного отбора тексты участников также будут выложены на этом сайте в разделе "проекта в ЖЖ".
Обсуждаться тексты С.Г.Кара-Мурзы и других участников будут в Живом журнале:
http://sg-karamurza.livejournal.com/
Кроме того обсуждение текстов проекта идет на форуме С.Г.Кара-Мурзы в ветках, закрепленных вверху "дерева форума":
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/0.htm
Проект начался 5 декабря 2012 г. вот таким сообщением С.Г.Кара-Мурзы.

Сергей Кара-Мурза. А между тем время истекает


http://sg-karamurza.livejournal.com/139771.html
Появилось тревожное ощущение, что последняя когорта еще советских бюрократов свой ресурс вот-вот исчерпает. Почему-то по особо нахальным коррупционерам они вдруг решили треснуть дубиной, в качестве какого-то прощального жеста. При этом вся конструкция, видимо, затрещит – и как будто этого им и не жалко. В любом случае, трещины пойдут, и управляемость будет серьезно ослаблена. При этом никаких признаков намерения начать конструктивный диалог, чтобы собрать какой-то дееспособный резерв, не наблюдается. На мой взгляд, необходимо срочно начать несколько проектов по «сборке» общностей, способных стать элементами временной политической системы. Хоть подпорки поставить. Для этого нужны прагматические, рациональные и реалистичные разработки «национальной повестки дня» уже на ближайшие лет 5-7 (а не СССР-2). А потом – что-то вроде кратких доктрин по конкретным проблемам. Никто не не хочет начать – нет кочек, на которых удержаться. Но есть люди, которые могли бы договориться и поработать в качестве «оргбюро». Ведь паралич возник потому, что толковые люди ходят россыпью, а те, кто пристроился к кормушкам, вынуждены свои мозги перенастроить.
Может, все-таки попытаться пару-другую семинаров устроить с координацией?
Долго не продержатся, все такие пылкие. Но года два смогут поработать в сети и иногда в реале.

В последующих сообщениях С.Г.Кара-Мурза обсуждает смысла проекта: О содержании проекта в ЖЖ: http://kara-murza.ru/project/index.html




Поступления прошлых лет

10.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 2
01.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 1
10.11.2011 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Проблемы интенсификации науки (1989 г.)
07.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Демонтаж народа
04.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Маркс против русской революции
01.03.2006 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин. Экспорт революции
08.01.2006 - Добавлен Манифест партии цивилизационного типа
28.12.2005 - В "Библиотеке" Л.А.Асланов "Культура и власть"
25.12.2005 - В "Библиотеке" М. Сахлинс "Горечь сладости или нативная антропология Запада."
20.12.2005 - В "Книги" сборник "Неполадки в русском доме -2"
13.12.2005 - В "Библиотеке" М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Информация
Отсутствующие на сайте книги и статьи С.Кара-Мурзы можно поискать в интернет-библиотеках, например тут.


Сергей Кара-Мурза



Сторонники С.Г. Кара-Мурзы более 5 лет выпускают газету "Точка.ру" Окажите поддержку редакции газеты !
Перечислить деньги можно через отделение любого банка, скачав квитанцию тут
Или на карту сбербанка
676196000029631331
Или через кошелёк вебмани:
R234843265982 - рублевый кошелек
Z209223718633 - долларовый кошелек
Через сервис Яндекс-Деньги
41001740800035
Реквизиты для юридических лиц:
ООО "Точка Ру" ИНН/КПП 4345147509/434501001, р/с 40702810100130009232 в ОАО КБ «Хлынов» г. Киров к/с 30101810100000000711 БИК 043304711ОКПО 93248626
Назначение платежа нужно указать «безвозмездная финансовая помощь»
Рассылки@Mail.ru
Кризис России - аналитика, новости, интервью