Проект С.Г.Кара-Мурзы в ЖЖ
В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы началось обсуждение проекта
http://sg-karamurza.livejournal.com/
С января на этом сайте в разделе "Новые поступления" (внизу главной страницы сайта) будут выкладываться тексты С.Г.Кара-Мурзы, связанные с проектом.
В этот же раздел можно войти по ссылке: Перечень текстов проекта: http://www.kara-murza.ru/project/Oglavl.html
Обсуждаться эти тексты будут в живом журнале.
Желающие принять участие в проекте могут присылать свои тексты на адрес этого сайта.
Адрес сайта тут: http://www.kara-murza.ru/mail.html
Проект начался вот таким сообщением С.Г.Кара-Мурзы.
Сергей Кара-Мурза. А между тем время истекает
http://sg-karamurza.livejournal.com/139771.html
18:49 Декабрь, 5, 2012
Появилось тревожное ощущение, что последняя когорта еще советских бюрократов свой ресурс вот-вот исчерпает. Почему-то по особо нахальным коррупционерам они вдруг решили треснуть дубиной, в качестве какого-то прощального жеста. При этом вся конструкция, видимо, затрещит – и как будто этого им и не жалко. В любом случае, трещины пойдут, и управляемость будет серьезно ослаблена. При этом никаких признаков намерения начать конструктивный диалог, чтобы собрать какой-то дееспособный резерв, не наблюдается. На мой взгляд, необходимо срочно начать несколько проектов по «сборке» общностей, способных стать элементами временной политической системы. Хоть подпорки поставить. Для этого нужны прагматические, рациональные и реалистичные разработки «национальной повестки дня» уже на ближайшие лет 5-7 (а не СССР-2). А потом – что-то вроде кратких доктрин по конкретным проблемам. Никто не не хочет начать – нет кочек, на которых удержаться. Но есть люди, которые могли бы договориться и поработать в качестве «оргбюро». Ведь паралич возник потому, что толковые люди ходят россыпью, а те, кто пристроился к кормушкам, вынуждены свои мозги перенастроить.
Может, все-таки попытаться пару-другую семинаров устроить с координацией?
Долго не продержатся, все такие пылкие. Но года два смогут поработать в сети и иногда в реале.
Обсуждение предложения С.Г.Кара-Мурзы: http://sg-karamurza.livejournal.com/139771.html#comments
Суть проекта обсуждается в еще нескольких текстах С.Г.Кара-Мурзы
Сергей Кара-Мурза. О "сотворении зла". Еще пояснения
http://sg-karamurza.livejournal.com/147505.html
13:20 Февраль, 10, 2013
Многие в разных формах выражают непонимание смысла проекта, в который мы втягиваемся. Добавлю несколько мыслей с уровня моего понимания на 10 февраля.
Народ формируется, среди прочих факторов, вызовами "иного", т.е. угрозой "нашествия зла" – это банальная истина. И формируется в деятельности, в движении по реальному пространству, а не перескоком к идеальной жизни.
Так складываются и другие общности. С каждым шагом в преодолении зла частично разрешается и внутренний кризис (разлад между людьми), собирается общность. Сейчас выработка идеального образа для нашего "культурно-исторического типа" только углубит расколы (например, романтиков-«белых» с живыми «красными), в то время как деятельность по преодолению зла людей соединяет. Утопия, конечно, тоже нужна, но с ней все-таки проще, грубая карта общностей и их идеалов (пока противоречивых) уже есть.
Некоторые товарищи настаивают на том, что надо работать над положительным проектом, а не над «образами зла».
Да, революция повела людей "образом светлого будущего" - без этой апокалиптики (откровения) она невозможна. Но если революция свершилась или для нее нет условий, людей соединяет систематическое искоренение зла. Можно сказать, что это – кредо социал-демократии (особенно Поппер на этом настаивал – не бороться за добро, а искоренять зло; мол, это улучшает жизнь и соединяет людей). Но на самом деле это – общий подход, в том числе и для коммунистов.
Сразу после Гражданской войны советская власть начала и успешно провела серию программ - преодоление детской смертности от желудочно-кишечных заболеваний; искоренение массового бытового сифилиса и алкоголизма, потом гельминтозов и трахомы, потом бруцеллеза и туберкулеза.
Без этих программ крестьяне не поверили бы ни в культурную революцию, ни в индустриализацию. Это - типичные программы "становления зла и борьбы с ним". У нас пока революция не светит, и сборка общностей может идти или через мятеж-войны (как было на Кавказе), или через преодоление выявленного зла.
Беда в том, что большинство исходит из иллюзии, что объективное зло очевидно, и трудиться над созданием его образа нет необходимости. Мол, бедность или деградация образования всем очевидны, надо думать, как устроить весь порядок жизни, в котором этого не будет. Это – одна из фундаментальных иллюзий нашего общественного сознания. В действительности люди зла не видят, если его не включить в их категориальный аппарат (мировоззренческую матрицу). Я об этом писал, но, похоже, никто не обратил внимание, как на мелочь.
Возьмем явление – неравенство. Социальный характер этому явлению придают именно субъективные переживания, представляющие собой исторически обусловленный продукт культуры.
Л.Г. Ионин пишет (1996): «Неравенство людей является эмпирическим фактом... О социальном неравенстве можно говорить только тогда, когда важность различий людей по какому-то из… параметров закреплена институционально и сделана базисным принципом классификации. Несмотря на наличие объективного неравенства, … социальное неравенство не возникает, пока оно не осознано и не интерпретировано как таковое.
Обратимся к традиционному обществу. Здесь социальное неравенство не выглядит и не является проблемой, ибо объективное неравенство в этих обществах воспринимается как часть божественного порядка. Принцип вертикальной классификации интерпретируется как частное проявление идеи мирового порядка - божественной иерархии, воплотившейся в иерархии сословий и каст. Такая (или подобная) теория характерна для всех традиционных обществ, где бы они ни существовали, в частности же, она ярко проявилась в европейском средневековье.
Наиболее выразительные последствия социальная дифференциация имела в индийской кастовой системе, где объективно выражавшееся неравенство достигло максимума возможного. Но, парадоксальным образом, это неравенство не только не способствовало стремлению к социальному равенству, но даже затрудняло его: божественное происхождение неравенства затрудняло истолкование кастовой системы как выражения социального неравенства…
Переопределение ситуации произошло в XVIII веке с подъемом буржуазного класса. Вообще-то дело выглядело так, будто в этот период социальное неравенство было открыто, обнаружено, так сказать, как реальность, до того успешно скрывавшаяся от пытливого человеческого ума» [67].
Сейчас у нас образы зла «размыты» с помощью телевидения, школы и пр. Поэтому и общество рассыпалось – незачем объединяться, т.к. конкретного врага не видно, все в тумане. Иногда удается уцепиться за какое-то «зло», и в этих случаях власть даже встает в ряды борцов. Так было на днях, когда дали отпор «ювенальной юстиции» ¬– сам В.В. Путин приехал (иногда даже кажется, что такие типы зла специально выращивают и выпускают, дав населению их победить, причем «народ и партия едины»).
Мне кажется, мы, общаясь в Интернете, смогли бы провести инвентаризацию «зла», выявив из его множества кандидатов на разработку и слепив, пусть грубо, их образы. У всех у нас для этого есть опыт, разум и чувство. Шлифовка ¬– дело второе, появятся и таланты. А без большого массива грубой работы никто за это не возьмется.
По моему опыту, для этой работы нужно превратить в рутину три операции:
– написание или подбор текстов, которые дают корректное (без надрыва) описание поляны, на которой угнездилось какое-то зло;
– обсуждение этих текстов, которое поможет составить программку «создания образа»;
– создание кратких и эстетически привлекательных произведений, представляющих разным группам публики образ конкретного зла (публицистика, стихи, картины, м.б. сценарии кино и пр.).
Может быть, будут и промежуточные пункты (например, написание более коротких текстов, но еще без художеств).
Я лично могу участвовать в двух первых пунктах – худ. таланта нет. Но сейчас два эти пункта необходимы. На мой взгляд, потребность в них – не классовая, а национальная. «Карта зла» нужна и власти, и оппозиции, и даже тем, кто мечтает о революции. Эта карта вообще поднимет уровень культуры, особенно в образовании, воспитании и управлении.
С.Г.Кара-Мурза также комментирует некоторые сообщения в дискуссиях по этому тексту
http://sg-karamurza.livejournal.com/147505.html
Сергей Кара-Мурза. Выводы из пробного захода
http://sg-karamurza.livejournal.com/150505.html
9:59 Февраль, 18, 2013
sg_karamurza
У меня предварительно такие:
1. Профессиональные обществоведы, в общем, не клюнули и пока активности не проявили. Хотя, думаю, их среди читателей немало.
2. Читатели с обыденным сознанием (хотя, думаю, почти все они с высшим образованием) в суть проекта не врубились – они не «конструктивисты». Некоторые и хотели бы излить свою печаль, но «по понятиям», эмоционально.
Например, смысл этого текста про элиту обществоведов в том, что засилье в образовании, в НИИ и СМИ элитарной антисоветской общности оставляет общество и государство без обществоведения научного типа. Ему через такой колпак не пробиться. Один этот фактор достаточен, чтобы запереть страну в кризисе и довести до полной деградации. Это – зло, угрожающее гибелью. Хотя и не очень наглядное для широкой публики.
3. Тексты, в которые будет собрано «сырье» для создания «образов зла», читаются легко и с интересом, хотя их содержание уже было напечатано но в другом контексте и более далекой от нас форме. То есть, эти заготовки «зла» могут служить формой популяризации. И то полезно, но задумано было использовать эти тексты как сырье для другого продукта. Похоже, ЖЖ для такого производства плохо подходит.
Отсюда вывод такой: стоит продолжать делать эти «заготовки» по всем болевым точкам – и пусть пока читают и обсуждают в ЖЖ и соц. сетях. То есть, «заготовки» все равно надо делать и обсуждать. Ко 2 и 3 этапам (создание «образа зла» и написание «манифеста») перейти, когда появится группа «новых обществоведов», имеющих достаточный минимум знания и свободного времени.
Возможно, раньше обществоведов подтянутся поэты и писатели. Надо бы среди них пустить слух. Пусть посмотрят исходные материалы те, кто в кругу молодых креативов вращаются.
Буду делать «сырье» и выкладывать на «свой» сайт. Кусочками выкладывать – обуза. Хотя, может, только их и читают, и кто-нибудь возьмется их нарезать и выкладывать?
Думаю, сначала стоит собрать материал и слепить болванки по ЖКХ, здравоохранению и образованию.
Сергей Кара-Мурза. Очередное занудливое уточнение
http://sg-karamurza.livejournal.com/151632.html
0:23 Февраль, 25, 2013
sg_karamurza
За последние две недели было много интересных комментариев и даже появились участники с литературным талантом. Понемногу наши кости обрастают мясом и шерстью.
Но вот, заговорили об аномии, беззаконии и пренебрежении нормами. Предложили взять для начала модельный случай ЗЛА – воровство в среде высшего начальства Защитников Отечества. Кстати, интересно, был ли Сердюков на банкете в Кремле по поводу праздника? Ведь, пока нет приговора, он невиновен. Медведев назвал его эффективным министром. Как такого не пригласить?
Конечно, повод для разъяснения непривычной для всех концепции ЗЛА заманчивый. Строгий «запрос от народа» можно сделать эффектно. Но надо вспомнить замысел, который, впрочем, явно никто не одобрил и не отверг. Обдумывают.
Идея была такая:
1. Собрать небольшое сообщество с приемлемым единомыслием посредством совместной умственной и литературной работы в сети – анализ актуальной проблемы, создание образа ЗЛА как ядра и генератора этой проблемы; написание маленького манифеста «Доколе!» и его публикацию в сети.
2. Наблюдение за реакцией на серию таких «манифестов» со стороны власти и разных слоев общества. На этой основе – анализ состояния общества и власти. Выработка в ходе этой работы некоторого подобия проекта и «образа будущего».
3. Выработка проекта сборки социокультурной группы, способной стать субъектом политического действия, обладающим технологиями и зачатками идеологии.
В чем сомнение? Не переборщить с выбором ЗЛА, пока люди и власти к этим стимуляторам не привыкли. Ведь пока что мы остановились на варианте не революции («сегодня рано…»), а переползания к менее криминальной и подлой системе, поддерживая «все хорошее». Из советского коридора нас вышибли, нынешний ведет в тупик – так надо без катастрофы перебираться в другой. Можно доработать формат «гибридного социализма», приемлемого и для просоветской массы, и для «креативного класса». Если получится накопить ресурсы, можно будет сдвинуться в следующий коридор, с более привлекательным вектором. Главное, использовать «туннельный эффект» – не разламывать весь коридор, а прокопать ход и просочиться.
Но, боюсь, не удержимся и сорвемся. Нынешний погром социальной сферы трудно стерпеть.
Обсуждение продолжается. Последующие сообщения С.Г.Кара-Мурзы и их обсуждение смотри в Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы
http://sg-karamurza.livejournal.com/