Готовите лекцию, урок, курсовую, доклад, реферат? Посетите наш реферативный зал.

Главная> Библиотека> Культура и власть

Вместо предисловия

_*Мы живем в необычное время, которое лучше всего определяется такими словами, как развал, смута, кризис, а то и попросту—бездна, т.е. мы живем среди безвременья, причем не только в какой-то безысходной неупорядоченности, но и в наполненной суетой пустоте. Кто-то кинулся с головой в омут буржуазного накопления, кто-то незатейливо ворует, кто-то стоически выживает, а кто-то откровенно радуется своему мещански-потребительскому существованию. Есть довольные, есть и недовольные. Есть бодрые и сникшие. Есть и страдающие. Есть и уходящие. Строптивое и безжалостное безвременье, обозначенное наступлением на высокое, на благородное, на доброе. Сколько унижения культуры, мировоззренческого образования, науки.

_*Но безвременье наше отличается парадоксальным взлетом человеческой мысли, желанием лучших умов разобраться в происходящем, понять представший перед изумленным человеком мир, наконец, сохранить и приумножить знание, поддерживающее и освещающее человека и его жизнь.

_*Наука теснима, она многое теряет, но не исчезла. Не исчезли и люди науки—в самом простом, но и в самом знаменательном смысле. Наука жива. Более того, она энергично (и самокритично—для гуманитарной, обществоведческой науки) ищет новые подходы и решения. Идет новое осмысление нового мира. Под тяжестью безвременья бьется острая научная мысль, это безвременье преодолевая.

_*Живой пример—представляемая читателю книга. Книга обществоведческая, гуманитарная, культурологическая, однако сделанная ученым-естественником. Да, она написана не в традиционном для гуманитариев ключе—это действительно работа ученого-естественника, но с каким уважением к гуманитарному знанию она выполнена, не говоря уже о скрупулезности и добросовестности, проявленных автором при исследовании непривычного, но ставшего ему дорогим предмета. Как пришла ученому-химику идея заняться изучением цивилизаций, по-видимому,—тайна, хотя сам автор, конечно же, увлеченно рассказывает о своих наблюдениях за жизнью Нидерландов и Англии, где ему пришлось находиться по своим профессиональным делам, но все-таки само обращение к социальной теме, наверное, зов судьбы.

_*Л.А.Асланов успешно справился с поставленной перед собой задачей. Я с большим интересом знакомился с рукописью книги, поддерживая автора в его нелегком труде и воздерживаясь благоразумно от всяческих «гуманитарных советов». Работа, на мой взгляд, должна максимально сохранять авторский рисунок—она вполне оригинальна и хороша как раз тем ,что выполнена ученым-естественником.

_*Я узнал о работе, когда она уже была в основном выполнена. Начальное удивление сменилось конечным удовлетворением. Книга получилась. Но не только книга. Думаю, что любой ученый-обществовед должен с огромным вниманием отнестись к утверждаемой автором версии развития европейских цивилизаций (я не оговорился—именно цивилзаций), как и к обоснованию им зарождения развития экономических (товарообменных, денежных) отношений, на базе которых и из которых в конечном итоге сформировалась современная экономическая цивилизация (термин мой.—Ю.О.). Уверен, что ученым, размышляющим над природой экономики, как и того же капитализма, а вместе с этим и социализма, как и ученым, думающим над возможностью «третьего» пути, есть, что взять из настоящей книги, возможно, сопряженной и с крупным научным открытием. Немало полезного найдет читатель и для компаративного осмысления российской цивилизации, ее исторических путей, актуального состояния, будущих тенденций. В книге, повторяю, много всего интересного и важного, часто просто неожиданного. Такую книгу нужно знать, она воистину просвещает—неназойливо, но верно.

_*В заключение мне хотелось бы лично поздравить Л.А.Асланова с замечательной книгой. На это у меня есть нетривиальное право: когда-то, в далекие сороковые и пятидесятые годы, мы учились с Леонидом Александровичем в одной московской школе (№588, что у церкви Николая Чудотворца в Хамовниках, ныне в начале Комсомольского проспекта), но не были тогда знакомы (я был в младших классах, а Леонид Александрович—в старших). Познакомились и подружились мы уже в Московском университете. О своей школе (до 1954 г.—мужской) мы сохранили самые добрые воспоминания. Любопытно, что школа за всю свою историю, а была она открыта в 1938г., знает всего двух директоров, что, безусловно, свидетельствует о ее уровне и стабильности (кстати, это была тогда—в те времена—обыкновенная городская школа, а не какой-нибудь лицей, да еще и платный).

_*Л.А.Асланов—активный член президиума Философско-экономического собрания, член Научного совета Центра общественных наук при МГУ, член редакционно-издательского совета журнала «Философия хозяйства». Пользуясь случаем, я выражаю Леониду Александровичу искреннюю признательность не только за монографию, но и за участие в нашей общей научной и организационной деятельности.

_*

Директор
Центра общественных наук при МГУ                                    Ю.М. Осипов

_*