Готовите лекцию, урок, курсовую, доклад, реферат? Посетите наш реферативный зал.

Главная> Библиотека> Культура и власть

Глава 23. XIX век

_*Одержав победу над наполеоновскими войсками, Англия по мирному договору в 1815г. получила заморские владения Франции, в частности, территории в Вест-Индии, бывшие в то время крупнейшими поставщиками сахара, сосредоточила рафинирование сахара на Британских островах и превратилась в монопольного поставщика сахара в Европу, получая большие деньги. Англия также получила от Франции, а ранее от Голландии многие опорные точки во всем мире и закрепила свое господство на море [39, 3—4].

23.1. Промышленность

_*Экономика Англии в начале XIXв., получив еще больший простор для своей деятельности, продолжала быстро развиваться. После 1820г., когда закончился застой, вызванный войной с Наполеоном, особенно быстро стала расти промышленность.

_*Экспорт возрос с 48млн ф.ст. в 1820г. до 56млн ф.ст. в 1825, а импорт с 32млн ф.ст. до 44млн ф.ст. Крупная промышленность продолжала теснить мелкую и кустарную [40, 93]. За два десятка лет (1811—1831) потребление хлопка текстильной промышленностью утроилось. Производство металла с 1810 по 1830г. выросло с 250 до 680тыс. т. Технические изобретения продолжали следовать одно за другим, что свидетельствует об инициативной деятельности людей. В 20-хгг. были изобретены токарные, строгальные, фрезерные, штамповочные и т.д. станки для обработки металла.

_*Успехи машиностроения были впечатляющими, но еще не полными. В 1830г. насчитывалось 60тыс. механических ткацких станков и 240тыс. ручных. Высока была доля ручного труда в суконном производстве.

_*Продолжился рост городов. Например, население машиностроительного Манчестера за 1801—1821гг. выросло на 67%, а к 1841г. удвоилось по сравнению с 1821г. Англичане массово вовлекались в новаторскую производственную деятелность.

_*Механизация производства и быстрый рост промышленности привели к широкому привлечению женщин и детей в качестве рабочей силы. В начале XIXв. мужчин (старше 18 лет) среди рабочих Англии было лишь 27%. Рост населения не успевал за ростом производства [39, 4—8]. В 1832г. дети работали на хлопчатобумажных фабриках с 3 часов утра до 10 вечера с часовым перерывом на обед [41, 27]. Все рабочие организации были запрещены. В 1816г. суд приговорил к каторге семерых точильщиков за участие в кассе взаимопомощи. В случае прекращения работы рабочий подлежал уголовному наказанию за нарушение контракта. Министр внутренних дел лорд Сидмут в 1812г. неоднократно требовал смертной казни за любое проявление недовольства деятельностью правительства.

_*Наряду с техническими усовершенствованиями стали появляться первые попытки новой организации труда. Получив во владение в 1799г. большую текстильную фабрику в Шотландии, Роберт Оуэн стал использовать паровую энергию вместо водяной и показал, что рабочие не могут угнаться за машинами и не выдерживают долгого рабочего дня, который зачастую достигал 16 и даже 18ч. в сутки ради быстрейшего возвращения вложенного капитала. Он стал менять рабочих у машин, сократив рабочий день с 14 до 10,5ч., улучшил жилищные условия рабочих, организовал им помощь в воспитании детей, принял меры для удешевления и улучшения продуктов питания и на этом фоне установил систему поощрений за лучший труд. В результате производительность труда резко возросла, а вслед за ней и прибыль. Фабрика стала местом паломничества за передовым опытом организации производства.

_*В то же время Оуэн потратил много сил и средств на организацию рабочих кооперативов и коммун, рассчитанных на инициативу рабочих, но все они постепенно развалились. Пример деятельности Оуэна показывает, что инициативная деятельность возможна лишь при определенном уровне сознания людей, а сознание формируется деятельностью. Навязанная же инициатива оказывается невостребованной [39, 9—19].

_*В 1802г. был издан первый закон, пресекавший самые злостные формы эксплуатации нищих детей. В 1819г. появился акт, запрещавший использовать в хлопчатобумажной промышленности труд детей младше девяти лет; длина рабочего дня для детей 9—16 лет устанавливалась в 13,5ч., но этот закон остался лишь на бумаге. И только в 1833г. после чрезвычайно сильных волнений среди рабочих на севере Англии труд детей моложе 9 лет был запрещен везде, кроме шелкоткацкой промышленности, испытывавшей серьезную конкуренцию на мировом рынке. Длительность рабочего дня для детей старшего возраста была ограничена, были введены фабричные инспекторы, призванные следить за соблюдением правил [42, 316—317].

23.2. Парламентская реформа

_*В начале XIXв. власть в Англии принадлежала, как и прежде, землевладельцам, но не промышленникам. Представители знати распоряжались парламентскими мандатами и нередко назначали депутатов в парламент. Например, герцогу Норфолкскому принадлежало право назначать 11 депутатов. Эти места были «карманными местечками», которые дополняли существовавшую практику «гнилых местечек». В одном из таких «местечек» вся территория давно скрылась под водой, но собственник участка для оформления «избирательной» процедуры выезжал на лодке в то место, где ранее находился поселок. Были и избирательные участки с одним единственным оставшимся избирателем.

_*В 1816г. в палате общин из общего числа 658 депутатов 487 человек, т.е. почти 3/4 состава парламента, представляли «гнилые» и «карманные местечки». Подкуп, запугивания, продажа мест и голосов существовали открыто и явно. Землевладельцы обладали властью и на местах. На пост мирового судьи лорд-лейтенант, представитель короля в графстве, назначал крупнейшего землевладельца графства, а тот—по традиционному принципу сборщика налогов, надзирателей за бедными и т.д. Такие порядки не могли устраивать быстро богатевших промышленников. Назревала реформа парламента.

_*В 10-егг. XIXв. промышленники выражали недовольство таможенными пошлинами, которыми облагались ввозимое сырье и продовольствие, а также вывозимые товары. Привилегии Ост-Индской компании, державшей в своих руках монополию на торговлю с Востоком, и других подобных ей компаний, ограничивали свободную конкуренцию. Однако правительство, действовавшее в интересах землевладельцев, которым были нужны высокие цены на сырье и продовольствие, отказывалось изменить таможенные правила. Промышленникам оставалось только включиться в борьбу за свое представительство в парламенте, а для этого была нужна парламентская реформа. Промышленники стали создавать политические союзы, проводившие на местах агитацию в пользу реформы парламента. Эти союзы со временем объединились по всей Англии с национальным союзом во главе [39, 15—22].

_*В начале 1817г. правительство приостановило действие Закона о неприкосновенности личности (Habeas Corpus Act) и ввело билль, запрещавший собрания и клубы радикалов, а магистраты получили право запрещать публикации радикального содержания. Но кризис привел к тому, что в 1819г. в северных и центральных графствах состоялись многочисленные митинги радикалов, на которых были выдвинуты требования проведения парламентской реформы и отмены хлебных законов. 80-тысячный митинг в Манчестере 16 августа 1819г. был разогнан гусарами, применившими оружие, 11 человек были убиты, 400 ранены. Многие влиятельные лица из высших общественных кругов восприняли эту бойню как доказательство необходимости реформ, с помощью которых можно было избежать репрессий. С этого времени идея о парламентской реформе заняла видное место в программе вигов, в которой она почти не упоминалась с 1793г. [42, 305—306].

_*В ноябре 1819г. была созвана экстренная сессия парламента для увеличения армии на 10тыс. человек и принятия «Шести актов суровых репрессий». Первый из них запрещал собрания для военной подготовки под страхом высылки из страны на 7 лет или тюремного заключения на 2 года. Второй запрещал ношение оружия; магистраты были уполномочены конфисковывать оружие, арестовывать любого владельца оружия, входить в частные дома в любое время суток для поисков оружия. Третий акт содержал сорок пунктов ограничений публичных собраний под страхом высылки из страны на 7 лет. Последние три акта были направлены против прессы: четвертый давал властям право конфисковывать печатное издание в случае богохульства; пятый был направлен против дешевых изданий, предназначенных для рабочих; шестой определял процедуру и сокращал период введения наказания в действие [40, 93]. Под давлением «Шести актов» движение радикалов пошло на спад; этому процессу способствовало и оживление промышленности.

_*Желая сохранить парламентскую систему неприкосновенной, правительство в июле 1822г. отменило почти 200 старых актов о таможенных пошлинах, ликвидировав пошлины на отдельные виды сырья, продовольствия. Пошлина на хлопок была снижена почти вдвое. Были снижены пошлины на 150 видов сырья и продовольствия. Были уменьшены, а отчасти уничтожены пошлины на вывоз. Были также пересмотрены навигационные акты, так как протекционизм для самого сильного флота в мире стал уже не нужным [39, 25—26].

_*С 1793г. партия тори привлекла на свою сторону для борьбы с якобинством большинство высших классов общества, а партия вигов потеряла всякое влияние. Но тори объединили группы с различными экономическими интересами, и внутри партии разгорелась политическая борьба. Власть сосредоточилась в руках землевладельцев, а также торговцев и финансистов Сити, которые быстро ассимилировали интересы землевладельцев по мере приобретения земель. К промышленникам с их особыми интересами продолжали относиться подозрительно.

_*Но в 1815г., когда угроза якобинства исчезла, в партии тори начался раскол из-за хлебных законов, так как последние защищали интересы лендлордов и не позволяли промышленникам снижать издержки производства путем уменьшения зарплаты. Эти противоречия востребовали партию вигов, которая стала именоваться либеральной партией и изменила свой социальный состав: вместо аристократов и коммерсантов в нее стали входить промышленники, хотя старая вигская аристократия еще некоторое время сохраняла в партии либералов свои позиции в партийном руководстве.

_*Раскол тори повлек переход части членов партии к вигам перед принятием билля о парламентской реформе. Перераспределение сил между двумя партиями и смена руководства ими привели к осознанию той простой истины, что эффективность репрессивных мер была исчерпана. Нужно было укреплять государственный аппарат, оздоровлять общество, снижая тем самым остроту социальных конфликтов и отодвигая парламентскую реформу. Взамен смертной казни за уголовные преступления, которой каралось в год в среднем до 200 человек, а мелкие преступления оставались безнаказанными из-за нежелания присяжных посылать на виселицу человека за мелкую кражу, был введен новый уголовный кодекс, предусматривавший значительное снижение строгости наказания, но зато сначала в Лондоне, а затем и повсюду в Англии была реорганизована полиция, принципом работы которой стала неотвратимость наказания за преступления. Были созданы крупные полицейские отряды на основе найма и тщательного отбора. Тем самым была создана подвластная правительству сила, способная бороться с беспорядками, но не вызывавшая такого возмущения общественности, какое вызывали войска. Одновременно была ослаблена цензура печати, частично были отменены в 1824г. акты о запрете профсоюзов (но в 1825г. был принят закон, запрещавший стачки и ограничивавший деятельность профсоюзов) [42, 319—321].

_*Конец 20-х и начало 30-хгг. были отмечены крестьянскими волнениями на юге Англии. К зиме 1830г. ими были охвачены 16 графств, но и эти волнения были подавлены полицией и войсками. На этом фоне промышленники усилили борьбу за парламентскую реформу. В декабре 1829г. в Бирмингеме был создан Политический союз для защиты общественных прав, в Лондоне—Столичный политический союз. Оба союза оказывали влияние на значительную часть населения Англии. В 1831г. возник Национальный союз рабочих классов, который требовал всеобщего избирательного права для мужчин, тайного голосования, ежегодных перевыборов парламента и ликвидации палаты лордов.

_*В 1830г. парламентская избирательная комиссии совпала с Июльской революцией во Франции, подхлестнувшей радикалов, требовавших парламентской реформы. К власти пришли виги, отражавшие интересы той части землевладельцев, которые активно участвовали в промышленной и торговой деятельности. Их экономические интересы и жажда власти заставили вигов поддержать реформу парламента, на которой настаивали промышленники [39, 30—31].

_*Кроме того, слой фригольдеров с 40-шиллинговыми доходами, имевших право голоса на выборах от графств, исчез в результате укрупнения сельскохозяйственных имений. В качестве избирателей в основном остались крупные землевладельцы. Билль о реформе содержал два главных пункта. Во-первых, избирательное право предоставлялось фермерам-арендаторам в графствах, а в городах съемщикам домов с ежегодной платой, превышавшей 10 ф.ст. в год. Во-вторых, уничтожались «гнилые местечки», а их места в парламенте передавались промышленным городам и графствам.

_*Билль о реформе был внесен 1 марта 1831г. и прошел палату общин со второго чтения большинством всего в один голос. Правительство распустило палату и назначило новые выборы. В июне 1831г. сторонники реформы получили перевес в палате общин в 136 голосов, и в сентябре 1831г. билль перешел на утверждение в палату лордов, которая его отвергла без обсуждения. В ответ значительная часть центра Бристоля была сожжена, у ряда видных лордов и епископов были выбиты стекла окон, в Лондоне проходили бурные демонстрации, десятки петиций поступали из всех провинций [42, 326—327].

_*5 декабря 1831г. правительство в третий раз внесло билль о реформе в палату общин, но в марте 1832г. палата лордов вновь отвергла его после некоторого обсуждения. Политические союзы призвали народ не платить налоги до тех пор, пока билль не станет законом; было выдвинуто предложение всем народом изъять сбережения из банков и обанкротить власть имущих. Правительство из-за неудач с биллем ушло в отставку, но тори, не имея большинства в нижней палате, не могли сформировать кабинет, и король был вынужден снова обратиться к вигам. Те согласились, но при условии, что король, если это понадобится вигам, введет в состав палаты лордов новых членов из числа сторонников реформы, чтобы провести билль через верхнюю палату. Тем самым сопротивление лордов было сломлено. 13 апреля 1832г. палата лордов приняла билль о реформе парламента, а 7 июня 1832г. его подписал король. Это еще один пример твердости духа и несгибаемой воли англичан, с помощью которых только и можно было стать свободными людьми.

_*Избирательная реформа изменила представительство отдельных городов и районов. 56 «гнилых» и «карманных местечек» (большинство, но не все) были лишены прав делегировать депутатов в парламент. Это освободило 111 мест (по два от каждого, кроме одного «местечка», делегировавшего одного депутата). Было также урезано представительство 32-х мелких избирательных округов, делегировавших по два депутата: им было оставлено право посылать лишь одного человека каждому. В сумме освободилось 143 места, 65 из которых получили города, прежде не имевшие представительства, 65— сельские округа, а 13—Шотландия и Ирландия. Таким образом, освободившиеся места в парламенте были поделены поровну между промышленниками и землевладельцами [39, 32—33].

_*Закон увеличил число избирателей с 220тыс. до 670тыс. при населении 14млн человек, но и при столь незначительной доле избирателей он имел большое значение. Во-первых, промышленники получили некоторую долю политической власти; они составляли ядро либеральной партии—ведущей партии середины XIXв. За период 1830—1885гг. либералы и виги были у власти 41 год, а тори— только 14, но главное заключалось в том, что тори добивались власти только тогда, когда проводили политику либералов (!), например, отменяя хлебные законы или принимая билль о парламентской реформе 1867г. Во-вторых, изменилось соотношение политических сил палаты общин, палаты лордов и короля. После ликвидации «гнилых местечек», депутаты от которых были марионетками короля и лордов, палата общин стала сильнее.

_*После парламентской реформы настал черед реформирования архаичной системы местного управления. В 1835г. был принят закон о реформе городских управлений. Вместо узких корпораций из числа свободных горожан были созданы избираемые муниципалитеты, состоявшие из советников, переизбиравшихся каждые 3 года, и олдерменов (членов правления), избиравшихся на 6 лет. Мэр избирался ежегодно из числа олдерменов. Право голоса на выборах имели только плательщики прямых налогов. Тем самым промышленники потеснили купечество. Но сельские округа остались за сквайрархией тори. Только спустя более полувека были организованы советы графств в качестве органов местного управления в сельских районах (1888). Таким образом, виги и либералы получили опору на местах, пусть и не полную.

_*Далее нужно было упорядочить финансы: ряд годовых бюджетов были несбалансированными при высоком уровне налогов из-за большого государственного долга; прямое налогообложение в 1831г. давало только 40% тех средств, которые шли на уплату процентов держателям государственных облигаций. Кроме того, спинхэмлендская система стала обузой для промышленно развитой страны: налог в пользу бедных в 1831г. составил 60% от подоходного налога. На деньги, собиравшиеся по налогу в пользу бедных, содержались работные дома, бывшие местом призрения инвалидов, стариков и детей, а также безработных бедняков. Закон о бродяжничестве запрещал помогать беднякам, не живущим постоянно в одном и том же приходе. В XIXв., когда промышленность нуждалась в рабочей силе, этот закон препятствовал миграции населения, поэтому в 1834г. был принят закон о бедняках, сокративший пособия нуждающимся и разрешивший перемещение по стране; приток рабочей силы в промышленность сразу возрос. Конкуренция на рынке труда возросла. По закону 1834г., «каждый работоспособный человек, проживающий в работном доме, должен подвергаться такому режиму в отношении труда и дисциплины, который оттолкнет бездельников и порочных людей». Закон был очень непопулярен в народе и неудивительно, что его удалось провести в жизнь лишь спустя десять лет. Дело доходило даже до стычек с войсками [42, 328—333].

_*