Готовите лекцию, урок, курсовую, доклад, реферат? Посетите наш реферативный зал.

Главная> Библиотека> Культура и власть

24.5. Консерватизм конца века

_*К началу 70-хгг. ХХв. британское общество состояло на 90% из наемных работников, рабочие составляли 73% самодеятельного населения, причем почти 50% рабочих были объединены в профсоюзы (в Японии—33,3%, Франции—32,6%, ФРГ—30,1%) [46, 116, 117]. Военный бюджет страны был самым большим в Европе—расходы на научные исследования, производство новых видов оружия и оснащение ими армии поглощали до 20% бюджета Великобритании [46, 32]. В конце 60-хгг. обострилось положение в Ольстере как по политическим, так и по экономическим причинам. Дискриминация католиков протестантским большинством довела обстановку в Ольстере до конфронтации. Нужно было развязывать тугой узел проблем [46, 149].

_*Консерваторы под руководством премьер-министра Хита ликвидировали корпорацию по реорганизации промышленности, национальное управление по доходам и ценам, департамент по делам занятости и производительности и т.п. В частную собственность были переданы отдельные предприятия.

_*5 августа 1971г. был принят закон «Об отношениях в промышленности», который делал регулирование отношений в производстве более жестким, чем даже в США, где система трудового законодательства считается исключительно жесткой. Закон предусматривал ограничение прав профсоюзов и санкции к ним за нарушение закона.

_*В январе—феврале 1972г. 250 тыс. шахтеров в течение семи недель бастовали, добиваясь увеличения заплаты, выплат за сверхурочную работу, увеличения отпусков, пенсий и т.д. В конфликт вынуждено было вмешаться правительство и даже премьер-министр. Шахтеры добились своего.

_*В марте 1973г. консервативное правительство вернулось к практике лейбористов. Были созданы управление по зарплате и комиссии по ценам, которые были призваны регулировать ставки зарплаты, уровни цен, размеры дивидендов, арендной и квартирной платы.

_*В ноябре 1973г. шахтеры отказались работать сверхурочно, вновь добиваясь роста зарплаты. Правительство объявило чрезвычайное положение. В стране была введена трехдневная рабочая неделя, сокращена подача электроэнергии для бытовых нужд с целью экономии топлива.

_*23 января 1974г. 81% шахтеров тайным голосованием поддержали решение тред-юниона объявить забастовку. 7 февраля премьер-министр объявил досрочные выборы в парламент и назначил их на 28февраля, рассчитывая на поддержку избирателей, испытывавших энергетический голод. Лейбористы получили 38,1% голосов и 301место в палате общин, консерваторы—37,2% и 296 мест. Отход избирателей от двух главных партий был очевиден. Потерянные консерваторами и лейбористами голоса были отданы в основном либералам (19,3%).

_*Лейбористы не имели достаточно голосов (минимум 316) для того, чтобы сформировать устойчивое однопартийное правительство. Это в значительной мере усугубило их положение в правительстве. Лейбористы в течение 48ч. урегулировали конфликт с шахтерами, удовлетворив их требования, отменили трехдневную рабочую неделю, заморозили квартплату, что было мерой, направленной против домовладельцев, отменили закон «Об отношениях в промышленности», увеличили пенсии.

_*10 октября 1974г. вновь были проведены парламентские выборы, и лейбористы получили 39,3% голосов и 319 мест в парламенте, а консерваторы—35,8% голосов и 276 мест в парламенте.

_*Во второй половине 1975г. жизненный уровень упал. Правительство объявило программу экономии, которая осложнила положение в системе образования, на транспорте, в жилищном строительстве. В ноябре 1976г. число безработных достигло 1,5млн человек (6,4% рабочей силы). Стало очевидным, что ни консерваторы, ни лейбористы не могут вывести страну из полосы послевоенных проблем. Нужна была смена курса. Новый курс был предложен неоконсерваторами— сторонниками течения, которое впоследствии стало называться тетчеризмом.

_*Тетчеризм отверг принципы управления страной, относительно которых в послевоенные годы взгляды консерваторов и лейбористов совпадали: использование кейнсианских методов государственно-монополистического регулирования, тенденции к поддержанию полной занятости, расширению государственной системы социального обслуживания минимальной инфляции, поддержанию обменного курса фунта стерлингов, стремление к экономическому росту.

_*Неоконсерватизм, как идейное течение, возник еще в 60-егг. Энок Пауэлл, член парламента от партии консерваторов, был прямым предшественником тетчеризма. Его слушали, но за ним не следовали, несмотря на его интеллектуальность, эрудицию, красноречие. Э. Пауэлл был одним из первых, кто выступил за возрождение идей экономического либерализма, т.е. за отказ от государственного регулирования и восстановление неограниченного свободного предпринимательства. Его идеи были продолжением либеральной традиции второй половины XIXв., он боготворил порядки тех времен. В либерализме Пауэлл видел средство сокращения бюрократии.

_*Нет нужды здесь излагать все взгляды Пауэлла, но его враждебное отношение к профсоюзам нельзя не отметить. Ярлыки «внутренний враг» или «заговор меньшинства» получали каждый профсоюз или забастовка, демонстрация, политическая деятельность антиконсервативного толка.

_*И все же Пауэлл оставил память о себе не как либерал, а как расист, выступавший за моноэтничность населения Британских островов. Эти взгляды принесли ему популярность, и в 1969г. более 30% избирателей при социологическом опросе назвали Пауэлла возможным премьер-министром [47, 5—14].

_*Пауэлл не был демагогом, он конструировал шаг за шагом новую философию, приходя с помощью аргументов к логичным, а когда ему было нужно, и к абсурдным выводам. Окончив Кембридж, он увлекся германской философией, особенно Ницше. Затем в 25-летнем возрасте стал профессором греческого языка в Австралии, в 1939г. вернулся в Англию, а после войны стал проповедовать модель немецкой экономики свободного рынка Эрхарда и Аденауэра [43, 111—112].

_*Либеральные взгляды Пауэлла были подхвачены министром здравоохранения и социального обеспечения в теневом кабинете консерваторов конца 60-хгг. К. Джозефом, ставшим впоследствии ближайшим сподвижником М. Тетчер.

_*Взгляды Пауэлла прижились среди актива местных организаций консервативной партии в избирательных округах, так называемых ассоциациях. Начиная с 1964г. на ежегодных конференциях консерваторов ассоциации стали вносить проекты резолюций пауэлловского толка с активностью, которая не отмечалась у них прежде.

_*В центре взгляды Пауэлла пропагандировал «Клуб понедельника», возникший в 1961г. и удваивавший число своих членов ежегодно, вплоть до того дня, когда в 1972г., по настоянию премьер-министра Хита (консерватора), некоторые отделения клуба были закрыты из-за проникновения в них членов фашистской организации Национальный фронт.

_*Как было показано выше, реализация крайне правых взглядов, начатая Хитом после победы консерваторов в 1970г., привела к резкому обострению обстановки в стране, и в 1973г. правительство Хита вернулось к государственному регулированию в сфере экономических, социальных и трудовых отношений.

_*Пауэлл перед выборами в феврале 1974г. объявил, что в знак протеста против политики Хита и отступничества премьера от линии, выработанной в 1970г., он будет голосовать за лейбористов. Это было кончиной политической карьеры Пауэлла.

_*Доля голосов, поданных за консерваторов на выборах в октябре 1974г., была самой низкой за всю историю партии тори. Показательно, что в 1974г. консерваторы столкнулись с трудностями в сборе пожертвований на расходы партии, а после октябрьских выборов 1974г. пожертвования вообще прекратились. Нужна была новая стратегия.

_*Директор строительной фирмы «Бовис» К. Джозеф в 1974г. основал Центр политических исследований, который стал параллельной организацией исследовательскому отделу консервативной партии, но Центр распространял только неоконсервативные идеи среди партийных активистов.

_*Еще в 1968г. М. Тетчер выступила на конференции консервативной партии с докладом, в котором утверждала, что целью правительства должно стать обеспечение условий для конкуренции, регулирования денежного обращения и спроса, но только в феврале 1975г. она была избрана лидером консервативной партии. Оригинальных идей у она не было, она пользовалась чужими, но в настойчивости по пропаганде своего мировоззрения ей не было равных.

_*В разработке идей экономического либерализма активное участие принимал, кроме двух названных выше организаций, Институт экономических проблем, и к концу 70-хгг. его сотрудниками и под его эгидой было опубликовано около 250 работ. Идеи черпались из работ нобелевских лауреатов по экономике 1974 и 1976гг. австрийца Ф.Хайека и американца М. Фридмена.

_*С середины 70-хгг. консервативная партия отвергает кейнсианство и избирает монетаризм, который оставляет государству только контроль за денежной массой, борьбу с инфляцией, сокращение государственных расходов и налогов. Старые консерваторы с конца XIXв. считались партией общества, а не рынка, партией, использовавшей протекционизм, патернализм, а неоконсерваторы, сделав резкий поворот, стали партией laissez fair. Неоконсерватизм выступал как антикризисная доктрина, причем глубина и необычность кризиса общественного развития, как утверждалось, определяли необычность и радикальность мер. Неоконсерватизм подавался под лозунгом «нет альтернативы».

_*В 1975г. через шесть месяцев после прихода М.Тетчер к руководству партией тори была создана Торийская группа реформ, противостоявшая идеям неоконсерватизма внутри партии консерваторов. Торийская группа выдвинула лозунг народовластия, означавший, в частности, участие рабочих в управлении производством и в прибылях. Это была внутрипартийная оппозиция, и до 1978г. она подвергалась резкой критике, но затем в эту группу вошли новые активные члены, она выросла через год до тысячи человек и имела 12 отделений преимущественно в университетских городах.

_*Главное препятствие реализации своих планов неоконсерваторы видели в тред-юнионах, но отдавали себе отчет в их силе и помнили поражение, которое нанесли профсоюзы правительству Хита. Поэтому все начиналось с лозунга «прикладывать усилия для взаимопонимания с профсоюзами», выдвинуто в 1976г. Членов консервативной партии стали направлять в профсоюзы. Инструментом для широкого проникновения в профсоюзы стала организация консерваторов-тред-юнионистов (КТЮ), созданная в конце 40-хгг. и оказавшаяся к середине 70-х никому не нужной. Тетчер руководила возрождением КТЮ. Число групп КТЮ быстро достигло 200, а в 1978г. КТЮ имела 270 отделений и семь штатных сотрудников. Тори-членам тред-юнионов вменялось в обязанность добиваться в профсоюзах максимальных выгод по важнейшим проблемам, каковыми являются условия труда, зарплата, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д. Проводилось обучение консерваторов, посланных в профсоюзы, по широкому кругу вопросов. Стали проводиться ежегодные конференции КТЮ, собиравшие до полутора тысяч делегатов; Тетчер ежегодно принимала участие в их работе и выступала с речами. И все же КТЮ тяготела к Торийской группе реформ, а не к неоконсерваторам [39, 16—53].

_*Политика правительства лейбористов вызвала множество забастовок «тревожной зимой» 1978/1979гг. Тетчер и ее единомышленники организовали кампанию, в которой обличали «злоупотребления профсоюзов своей властью». Это была не только подготовка к будущим сражениям с профсоюзами, но главным образом попытка повлиять на избирателей перед выборами в парламент. В начале 1979г. позитивная и негативная оценки профсоюзов, судя по опросам общественного мнения, высказывались британцами одинаково часто, а в 1954г., например, каждые шестеро позитивно оценивали профсоюзы и только один—отрицательно.

_*3 мая 1979г. на парламентских выборах консерваторы получили 43,9% голосов, лейбористы—39,2%. Оба показателя были самыми низкими для консерваторов за все послевоенные годы, когда они приходили к власти, для лейбористов же—за все годы с 1931г. Консерваторы победили благодаря приливу голосов работников физического труда. «Белые воротнички» голосовали за консерваторов даже меньше, чем прежде, хотя в основном они голосовали именно за консерваторов.

_*Экономическая политика правительства Тетчер привела к резкому росту безработицы. В мае 1979г. безработных было 1,3млн человек, осенью 1981г.—почти 3млн, а в 1983г.—в среднем за год 3,1млн человек (13% всех занятых) [47, 73—91]. К марту 1984г. безработица достигла 3142775 человек по официальной статистике, не учитывавшей, например, женщин, у которых были работавшие мужья, выпускников школ и т.п. Учет всех категорий безработных приводил к цифре 4—4,5млн в 1983г. Реструктурирование промышленности привело к крупным сокращениям в металлургии, текстильной промышленности в строительстве и на транспорте, причем безработица охватила не только производственный сектор, но и торговый, а также конторских служащих. 40% всех зарегистрированных безработных были люди моложе 25 лет. Безработица среди женщин в 1983г. почти удвоилась относительно мая 1979г.

_*Зарплата росла, например, с 1984 по 1986г.—по 7,5% в год. И одновременно сокращались расходы помощи безработным.

_*Если в начале 1979г. расходы на образование превосходили расходы на оборону, то в 1983г. на оборону тратилось на 33% больше, чем на образование, причем в реальном выражении расходы на образование сократились на 6%. Профессиональное обучение в 1982—1983гг. сократилось до 60% от уровня 1979—1980гг., а число учеников в школах уменьшилось на 800 тыс. человек. И это при том, что 66% рабочих Британии не имели профессиональной подготовки, тогда как в ФРГ только 21% рабочих профессионально не были подготовлены [48, 118].

_*Муниципальное жилье стало распродаваться, было сокращено строительство муниципальных домов, квартплата в них за первые четыре года власти тори выросла в почти в 2,5 раза. В 1983г. на 70% подорожал проезд в междугородном транспорте.

_*Велась настойчивая пропаганда необходимости отказа женщин от участия в производстве и общественно-политической жизни, возврата «в лоно семьи». Правда, официальных выпадов против женского равноправия не было.

_*Денационализированы были десятки крупнейших компаний, и их акции пущены в продажу. Акции наиболее перспективных из них, например, «Бритиш аэроспейс» или «Бритойл», только на 24 и 13% соответственно поступали в открытую продажу. Остальные были предоставлены финансовым институтам Сити, иностранным вкладчикам и работникам этих компаний. Однако акции индивидуальных вкладчиков вскоре стали продаваться и концентрироваться в соответствии с тенденцией к концентрации капитала.

_*Неоконсерваторы видели в укреплении репрессивных функций государства одну из своих задач. Численность полиции заметно выросла, оснащение существенно улучшилось, а полномочия расширены. Закон о полицейских и уголовных свидетельствах, вступивший в силу 1 января 1986г. позволил полиции проводить аресты и обыски в условиях, при которых раньше это было невозможно.

_*В первый срок правления Тетчер расходы местных советов на строительство и ремонт жилых домов, школ, дорог, домов для престарелых и т.д. были сокращены на 40% [47, 92—107]. Все принятые меры экономии, включая снижение численности правительственного аппарата на 10%, позволили снизить инфляцию. Если к концу 1979г. инфляция в Британии достигла 21,3%, то через год Тетчер снизила ее до уровня 12,4%, к концу 1982г.—до 4,9%, а в 1983г.—до 3,9%. Позже она несколько поднялась, но не превысила 5%. В то же время снижение инфляции сопровождалось в 1981г. падением уровня производства по сравнению с 1980г. на 2,6%, снижением капиталовложений и застоем потребительского спроса [49, 37, 39].

_*Сокращение занятости приводило к уменьшению финансовой базы тред-юнионов, так как профсоюзное членство падало быстрее занятости. Осенью 1980г. был принят закон о занятости, резко ограничивший право профсоюзов на пикеты и запретивший полностью «вторичное» пикетирование и стачки солидарности. Открытого посягательства на «закрытый цех» в законе не было, однако всем, кто отказался вступить в профсоюз на предприятиях «закрытого цеха» и был уволен, была предусмотрена компенсация до 16 тыс. ф. ст. от государства. Еще один закон о занятости 1982г. позволил работодателям увольнять в случае забастовок руководителей и активистов тред-юнионов (для сравнения: прежние законы позволяли уволить только всех забастовщиков сразу). Было разрешено увольнять тех забастовщиков, которые отказывались вернуться на работу через пять дней после получения ими специального предупреждения босса. Стало возможным подвергать профсоюзы штрафу за организацию стачек в размере (10—250 тыс. ф. ст.), зависевшем от количества членов профсоюза. Было введено правило, согласно которому каждый новый «закрытый цех» получает легальный статус только в том случае, если в течение 5 лет он подтверждается тайным голосованием и за него высказываются 80% всех состоящих в нем членов или 85% участников голосования.

_*Летом 1984г. парламент принял закон, обязавший профсоюзы, имевшие политические фонды, не реже одного раза в 10 лет проводить голосование по вопросу, сохранять ли эти фонды. В 1983г. было 63 профсоюза с политическими фондами, которые использовались для поддержки лейбористской партии. Эти профсоюзы насчитывали 8,7млн членов, из которых 7,2млн платили политический взнос. Все 38 профсоюзов, которым было вменено в обязанность провести голосование до 31 марта 1986г., проголосовали за сохранение фондов, причем в пользу этих решений высказалось 83% голосовавших при степени участия в голосовании 51,1%—самый высокий показатель за все годы тетчеризма. Более того, за учреждение политических фондов проголосовали два новых профсоюза [47, 113—130].

_*На парламентских выборах 1983г. увеличилась по сравнению с 1979г. доля проголосовавших за консерваторов среди работников физического труда и квалифицированных рабочих, но число избирателей тори сократилось с 43,9% в 1979г. до 42,4% (на 700 тыс. голосов). Продолжала падать поддержка консерваторов в больших городах, причем в промышленных городах в большей степени, чем в столице.

_*Для лейбористской партии результаты выборов были безрадостными. Они получили 27,6% голосов избирателей, и их почти догнал альянс либералы—социал-демократы (25,4% голосов). Возрождение либералов в период воспевания либеральных ценностей было не удивительно, но преходяще.

_*В партии тори копилось недовольство курсом Тетчер. Это выразилось в снижении средств, сдававшихся в казну партии местными ассоциациями, которые в 1984г. смогли собрать лишь 55% запланированной суммы, а в 1986г.—52%. В Лондоне в 1986г. 18 ассоциаций вообще отказались собирать средства, а в 1984г. таких было лишь 4. Для сравнения: в 1986г. было собрано 944132 ф. ст., а в 1973г., когда фунт имел более высокую покупательную способность,—3млн ф. ст.

_*Тетчер попыталась отказаться от облика «железной леди». В ее стиль поведения имиджмейкерами было внесено «больше улыбок, больше анекдотов», «более внимательная манера слушать собеседника». В мае 1986г. был уволен в отставку министр образования и науки, сподвижник Тетчер, К. Джозеф, так как недовольство ухудшением образования в стране обрело массовый характер. Муниципальные выборы в мае 1986г. консерваторы проиграли. Тетчер пришлось начать новый этап борьбы за избирателей.

_*На выборах 1987г. консерваторы получили 42,3% голосов и 376мест в парламенте, а лейбористы—30,8% (229 мест). Лейбористы несколько оторвались от альянса либералов и социал-демократов, получившего 22,55% голосов. Наибольшую поддержку (53—55% голосовавших) консерваторы получили от среднего класса, включая «белые воротнички», а это 43% избирателей. Квалифицированные рабочие (27% избирателей), как и прежде, предпочли консерваторов лейбористам. Неквалифицированные рабочие (30%) отшатнулись от альянса консерваторов, примкнув к лейбористам. Консерваторов преимущественно поддержали пенсионеры (23% избирателей), а лейбористов—члены профсоюзов (23% избирателей) [47, 182—239].

_*