_*После потери вооружения в боях при Дюнкерке (в мае 1940г.) в Англии осталось мало оружия, но уже в первой половине 1941г. британская промышленность восстановила потери, а правительство стало наращивать вооруженные силы, которые к концу 1941г. достигли 3290 тыс. бойцов. Рабочая неделя в военное время была доведена до 72ч., а реальная заработная плата упала в 1940г. на 11% по сравнению с довоенным 1938г., но стачечное движение снизилось.
_*В этих условиях самоорганизация англичан приняла иные формы, например, возник самодеятельный Комитет бдительности, который выдвинул идею созыва народного конвента, и более 500 деятелей профсоюзного и кооперативного движения, шопстюардов, ученых, юристов подписали обращение к английскому народу. Народный конвент открылся в Лондоне 12 ноября 1941г. На нем присутствовали 2234 участника, в том числе делегаты от профсоюзов. Главными требованиями были прекращение коррупции, создание эффективной противовоздушной обороны (с 10 июля 1941г. до конца сентября Англия потеряла 697 самолетов; правда, при этом было уничтожено 1408 германских самолетов), увеличение зарплаты, жалования военнослужащим, пенсий и пособий по безработице (по официальным данным, безработица существовала, но постепенно сокращалась—с 1270 тыс. человек в 1939г. до 54 тыс. в 1944г.), восстановление профсоюзных и демократических прав и свобод. Эти требования имели под собой основу: по официальным данным, прибыли промышленности возросли с 1368млн ф. ст. в 1938г. до 2190млн ф. ст. в 1941г. Вот что писал посетивший Англию в первой половине 1941г. американский журналист Ральф Ингерсолл о положении английского правительства: «... не оно руководит событиями, а события толкают его. И не просто внешнеполитические события, а события, происходящие внутри самой Англии. И почти каждый член правительства, с которым я беседовал, производил впечатление человека, которого толкают снизу и который пытается держаться в соответствии с требованиями народа, будь то вопросы войны с немцами в воздухе, положение рабочего класса, выпуск продукции или защита людей от нападения вражеской авиации» [45, 332—356].
_*Война ускорила и монополизацию экономики. Усилился процесс подчинения государственного аппарата монополиям ради ускорения концентрации капитала.
_*Закон о чрезвычайных полномочиях от 22 мая 1940г. позволил мобилизовывать население не только в армии, но и для работы на производстве и транспорте, прикреплять рабочую силу к предприятиям. С 1939 по 1944г. было мобилизовано 93,6% мужчин в возрасте 14—64 года и 44,4% женщин в возрасте 14—59 лет.
_*Еще одним примером самоорганизации англичан во время войны стали производственные комитеты, возникшие по народной инициативе на предприятиях. Они занимались вопросами максимально эффективного использования оборудования, его сохранности, улучшения методов производства, эффективного использования рабочего времени, снижения брака и экономии материалов. В феврале 1942г. правительство решило создать также комитеты на всех артиллерийских заводах. К концу 1943г. производственные комитеты существовали на 2850 машиностроительных предприятиях с числом рабочих более 150 человек, и на более чем 1500 предприятиях с меньшим количеством рабочих, а также на всех государственных артиллерийских заводах, во всех частных и государственных доках, на промышленных предприятиях Адмиралтейства и Министерства авиационной промышленности. Более тысячи производственных комитетов действовало на угольных шахтах. Были производственные комитеты и на стройках. За шесть месяцев 1942г. на предприятиях, где имелись производственные комитеты, выпуск продукции увеличился на 55%, а на аналогичных предприятиях, их не имевших,—на 42%.
_*Сведения о жизни и борьбе англичан во время войны можно дополнить следующими данными. До войны 30% потребностей Великобритании в продуктах питания покрывалось за счет собственного производства, а в 1943—1944гг.—только лишь 40%. Рационирование продовольствия было введено в стране с самого начала Второй мировой войны в условиях жесткой экономии и частичной морской блокады. Расходы на питание, составлявшие в 1938г. 1305млн ф. ст., сократились к 1944г. до 1137млн ф. ст., а цены на продовольствие выросли, по официальным данным, на 62,4%. Снижение количества и качества питания, а также рост нагрузок истощали британцев, но во время Второй мировой войны в Великобритании было значительно меньше стачек, чем в период Первой мировой войны [45, 386—391].
_*В годы войны действовал парламент, избранный в 1935г., и в конце 1944г. возник вопрос о парламентских выборах. 18 мая У.Черчилль ультимативно предложил лейбористам остаться в правительстве до окончания войны с Японией. Лейбористы отказались, и правительство заявило об отставке. Выборы были назначены на 5 июля, а объявление результатов голосования—26 июля. Черчилль образовал переходное правительство, сделав принципиальную ошибку: все члены его кабинета были людьми, несшие ответственность за Мюнхенские соглашения, приведшие к войне. «Все мы знаем,—писала газета Манчестер Гардиан,—какое плохое руководство было у нас в период между войнами. Можем ли мы ожидать чего-либо лучшего в течение ближайших четырех или пяти лет, если Черчилль сохранит в своем правительстве 47 мюнхенцев». Консерваторы формально выдвинули предвыборную программу, но главным образом надеялись на авторитет Черчилля. Лейбористы же представили программу, учитывавшую стремления британцев. На выборах лейбористы получили 48,3% голосов и 393 мест в парламенте, а консерваторы—39,8% голосов и 213 мест.
_*Потери и расходы во время войны привели к огромному дефициту платежного баланса. Заграничные капиталовложения сократились на четверть. Торговый флот сократился более, чем на четверть, а доход от него в реальном выражении так и не достиг довоенного уровня в послевоенные годы. Дефицит платежного баланса на долгие годы стал хроническим.
_*21 августа 1945г. совершенно неожиданно для Англии правительство США заявило о прекращении поставок по ленд-лизу. В декабре 1945г. было подписано англо-американское финансовое соглашение. Англия обязалась уплатить 650млн дол. в счет возмещения за поставки по ленд-лизу, а США предоставили заем на 50 лет из расчета 2% годовых на сумму 4400млн дол., из которой вычиталась сумма в 650млн дол. Англия взяла обязательства: через год после вступления соглашения в силу восстановить свободный обмен фунта на доллар; освободить замороженные в английских банках средства, принадлежавшие доминионам и колониям, а также другим странам стерлингового блока; не ограничивать торговлю с США; снизить таможенные преференциальные тарифы, ограждавшие рынок Британского содружества наций.
_*Канада согласилась аннулировать задолженность, которую Англия имела перед этой страной, и предоставить заем в 1250млн канадских дол.
_*Оба займа были израсходованы за один год. 15 июля 1947г. английское правительство ввело свободный обмен фунта на доллар, но 21августа того же года из-за острого финансового кризиса отменило свое решение.
_*Дефицит платежного баланса был столь велик, что не помогли ни поставки на сумму 2351млн дол., ни займы на 337млн дол, полученные Великобританией по плану Маршалла в 1948—1950гг. Золотые и валютные резервы летом 1949г. упали почти на 400млн дол. ниже уровня в 2млрд дол., считавшегося минимально допустимым для существования британской финансовой системы. 18 сентября 1949г. было объявлено о девальвации фунта стерлингов с 4,03 дол. до 2,8 [45, 422—445].
_*Приходилось экономить, и уже в начале 1948г. был запрещен рост заработной платы, несмотря на рост цен и налогов. В 1949г. были отменены школьные бесплатные завтраки и бесплатный проезд школьников в автобусах.
_*После войны производство в Великобритании стало расти, главным образом за счет наукоемких отраслей промышленности: электроники и, в частности, производства ЭВМ, самолетостроения, производства реактивных двигателей, химии. В первые послевоенные годы Великобритания производила до 2/3 всех автомобилей Западной Европы. Все это имело на мировом рынке большой спрос. В 1948г. общий индекс промышленной продукции достиг довоенного уровня. Великобритания восстановила свою долю в мировом экспорте [46,17—21].
_*В целях экономии пришлось разрабатывать и четырехлетнюю программу увеличения на 50% производства сельскохозяйственных продуктов к 1951—1952гг. Она была выполнена, и Великобритания стала обеспечивать себя продовольствием на 41%.
_*После войны продолжился процесс концентрации капитала. Число банков за период с 1929 по 1951г. уменьшилось на 22%, несмотря на рост суммы баланса всех банков в 3 раза. Доля рабочих, занятых на предприятиях с числом рабочих от 500 и выше, увеличилась с 35,4% к общему числу занятых в отрасли в 1935г. до 44,4% в 1949г.
_*Ради повышения конкурентоспособности английских товаров лейбористское правительство национализировало Английский банк, угольную и газовую промышленность, электростанции, внутренние железнодорожный и водный транспорт, автомобильные перевозки, часть металлургии, гражданскую авиацию, телеграфную сеть и радиосвязь. На национализированных предприятиях было занято около 20% всех наемных рабочих Великобритании. Национализация была нужна для коренной реконструкции производства и транспорта, поскольку это требовало больших капиталовложений и высокого уровня организации для максимальной рациональности и эффективности реконструкции. Например, в Лондоне и около него было много электростанций, которые поставляли электричество разного напряжения; ряд электростанций оказались внутри зоны, обслуживаемой другой электростанцией. Все это привело к нерациональному построению электрических сетей; оборудование на многих электростанциях было устаревшим. Такое же положение сложилось в газовой промышленности, на железных дорогах и т.д. Расходы на транспортировку грузов в Великобритании были в 5 раз выше, чем в США, и на 70% выше, чем во Франции.
_*Проведенная после войны национализация угольной промышленности не привела к улучшению ее работы и росту производительности труда. В январе 1947г. в Великобритании из-за нехватки угля разразился острый топливный кризис. Была прекращена подача электроэнергии примерно двум третям британской промышленности, предприятия не работали три недели, 2300 тыс. человек стали временно безработными.
_*Послевоенное лейбористское правительство отменило антипрофсоюзный закон 1927г., ввело новую систему здравоохранения, социального страхования и ограничило права палаты лордов, которая впредь могла задержать принятие закона не более, чем на год.
_*Медицинская помощь с 5 июля 1948г. стала бесплатной, но денег не хватало, и в 1949г. рецепты на лекарства вновь стали платными, а затем в 1951г. была установлена плата и за другие услуги. Были введены пособия на рождение ребенка, воспитание детей, по болезни, по безработице, по беременности, пенсии вдовам, по старости и пособия на похороны, в связи с травмами на производстве или профессиональными заболеваниями. Этими видами страхования были охвачены 23млн человек. Расходы государства на социальное страхование увеличились в 2,5 раза. Средства на эти цели вносились примерно поровну из бюджета, страхуемым населением и работодателями.
_*Зарплата женщин в послевоенный период составляла 52—55% от зарплаты мужчин. Очень тяжелыми были налоги. Прямые налоги возросли к 1951/1952гг. в 4,5 раза по сравнению с 1938/1939гг., а косвенные налоги—почти в 5 раз.
_*Нормирование продуктов после войны не только не было отменено, но и было распространено и на хлеб (июнь 1946г.), и на картофель (ноябрь 1947г.), чего не было даже во время войны. Нормы отпуска продуктов по карточкам были сокращены. Покупательная способность населения была столь низкой, что несмотря на то, что после войны британский житель в среднем потреблял 2100 кал. в день, вместо 3000 по санитарной норме, 20—30% населения не выкупало свой паек наиболее ценных и дорогих продуктов—масла, сыра, яиц и бекона. Карточки на эти продукты, а также на чай, молоко сохранялись вплоть до 1953г.
_*Несмотря на то, что закон о профсоюзах 1927г. был отменен, «распоряжение 1305» осталось в силе и использовалось для подавления стачек. Дело дошло до суда, и после двух месяцев разбирательств присяжные вынесли решение о невиновности забастовщиков. В августе 1951г. правительство было вынуждено отменить «распоряжение 1305» [45, 450—469].
_*На выборах 1950г. консерваторы получили 43,4% голосов и 297мест в парламенте, а лейбористы—соответственно 46,1% и 315мест. Отсутствие устойчивого большинства делало новые выборы неизбежными. Они состоялись 25 октября 1951г. Консерваторы получили 47,9% голосов, но в соответствии с правилами мажоритарной системы больше мест в парламенте—321, чем лейбористы, которые собрали больше голосов—48,7%, но получили всего 295 мест. Либеральная партия получила 6 мест, потеряв много голосов (в 1950г.— 9,5%, в 1951г.—2,5%) [45, 540—544].
_*Важной особенностью послевоенного консерватизма стали согласие на участие государства в управлении экономикой, признание за рабочими прав, которые были неприемлемы для консерваторов до Второй мировой войны. 1/3 рабочих и 2/3 служащих в послевоенной Великобритании проголосовали за консерваторов. Средняя реальная зарплата в Великобритании к 1961г. по сравнению с довоенным уровнем выросла на 50% и превысила уровень Западной Европы. Многие рабочие получили жилье в новых муниципальных домах. В послевоенные годы (вплоть до 1990г.) консерваторы правили Великобританией в течение 28 лет.
_*Следуя курсу государственного регулирования экономики, правительство тори не отменило национализации, но правительственная программа инвестиций в национализированный сектор экономики ими не выполнялась. В 1953г. были денационализированы металлургия и автомобильный грузовой транспорт, где основные фонды были в значительной степени уже обновлены.
_*Парламентские выборы 26 мая 1955г. вновь были выиграны консерваторами (так же как и в 1959г.) [46, 41—53].
_*Очень важным изменением в политике Великобритании было принятие консерваторами в конце 50-хгг. решения о переходе от старой политики «колониальное развитие» к политике «ветер перемен»— так был назван процесс немедленного предоставления политической независимости бывшим колониям.
_*Деятельность консерваторов, казалось бы, гарантировала им очередную победу на парламентских выборах, но к тому времени пришло время принятия непопулярных решений, консерваторы «уступили» эту фазу правления. Лейбористы, заимствовав многие положения из программы консерваторов, 15 ноября 1964г. получили 44,1% голосов и 317 мест в парламенте, а консерваторы—43,4% голосов и 304 места.
_*Хотя лейбористы выполнили часть своих обещаний, например, ренационализировали металлургию, повысили пенсии, улучшили систему медицинского обслуживания и т.п., но все это стало возможным лишь благодаря мерам жесткой экономии, включая замораживание зарплаты во второй половине 60-хгг. К концу 60-хгг. уровень зарплаты стал ниже, чем в других западноевропейский странах. Начиная с 1965г. стала расти безработица, в 1966г. лейбористское правительство перешло от политики полной занятости к концепции приемлемого уровня безработицы, а осенью 1967г. девальвировало фунт стерлингов [46, 102—119]. В результате 18 июня 1970г. пришли к власти консерваторы, получив 46,4% голосов.
_*Лейбористов к проведению такой непопулярной политики принуждали объективные условия. К концу 60-хгг. по объему производства на душу населения Великобритания уступала многим европейским странам: Франции, ФРГ, Голландии, Дании, Норвегии, Швеции, опережая только Италию. Темпы роста производительности труда были самыми низкими в Западной Европе. Среднегодовой прирост стоимости жизни в 60-егг. превзошел показатели Франции, ФРГ и Италии.
_*В 60-егг. процессы концентрации капитала в Англии стали проходить быстрее, чем в других странах Западной Европы. К концу 60-хгг. из 200 крупнейших неамериканских компаний мира британскими были 46, т.е. почти столько же, сколько немецких, французских и итальянских вместе взятых. В обрабатывающей промышленности количество британских компаний уменьшилось на треть за счет их слияний, к 1970г. в Англии осталось всего 12 коммерческих банков. Произошла перестройка энергетики страны. К концу 60-хгг. Великобритания обладала 13 действующими атомными электростанциями и был достигнут уровень экономичности тепловых электростанций.
_*В течение 60-хгг. был переоснащен аграрный сектор, что повысило его эффективность. В Великобритании доля сельского населения составляла 4% (самый низкий показатель в Европе), но агробизнес обеспечивал потребности страны в молоке на 100%, яйцах—98%, картофеле—95%, мясе—72%, пшенице—50%. Англия имела к началу 70-хгг. средний размер сельскохозяйственной фермы более 40га, т.е. вдвое больше, чем Франция или Дания, и в 3—5 раз больше, чем ФРГ и Италии. За период 1964—1973гг. число ферм размерами менее 12 га сократилось на 54,3%, а ферм с площадью угодий 12—40 га—на 24,9%. И даже 11,7% ферм с площадью 40—120 га исчезло за счет слияния и укрупнения. Процесс концентрации капитала продолжался. За 60-егг. наполовину уменьшилось количество работников не только в сельском хозяйстве, но и в шахтах, а количество служащих в финансовых и научных учреждениях увеличилось в 1,5раза в силу структурной перестройки экономики.
_*Продолжался вывоз капитала. Частные британские инвестиции за рубежом в середине 60-хгг. выросли в 4 раза по сравнению с первыми послевоенными годами, причем в 1969г. беспроцентные займы развивающимся странам достигли 81% от общего числа зарубежных займов.
_*Одновременно по мере освобождения стран Британской империи от колониальной зависимости в Великобританию стал возвращаться и вкладываться в новейшие отрасли промышленности британский капитал. Вместе с тем инвестиции США в Великобритании к 1967г. достигли максимальных размеров, способствуя реструктурированию британской экономики [46, 32—38, 117].
_*Таким образом, все принятые меры позволили Великобритании обогнать в начале 70-хгг. по росту производительности труда ФРГ, Италию и США, уступая только Японии и Франции [46, 141].