English | Espanol | Deutsch | Francais | E-mail                


Столыпин  Революция  Ленин  Советы  Цивилизация  Армия   Экономика   ВТО

Жить семьей или рынком?

Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он одинаково полезен практикам, учащимся и всем кто любит Россию и хочет ее знать.

НОВОСТИ

Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете




2017

С.Кара-Мурза: Символическое наследие СССР и зачем оно нам

Наша проблема в том, что вот уже 30 лет просоветская общность не сдвинулась к предвидению будущего. Движение вперед представляется как возрождение СССР. Его образ настолько заполнил нашу память и мышление, что мы как будто сидим на родном пепелище и около могил дорогих людей, и не можем встать и пойти. Травма краха СССР не заживает и даже передается части молодежи. Но уже надо встать.
Мы не имеем права «утратить веру в будущее». Но для этого надо восстановить цепь «прошлое–настоящее–будущее». Но эта цепь разорвана – большинство погружено в прошлое, а настоящее считают выморочным временем, которое надо только пережить. Что же до будущего, надо возрождать СССР, конечно, немного модернизированный – «СССР-2». Таким образом, в нашем образе будущего сильна утопия – забрать из прошлого, из советского наследия, те прекрасные социальные формы, с которыми советский народ создал нашу державу, победил фашизм, вышел в космос и т.д. Но это именно утопия, очень распространенная: кто-то надеется возродить «великую Россию», как сумел Столыпин, другие пошили себе офицерские мундиры Белой армии и ходят по Москве, а в южных краях бывшие чиновники и доценты стали казаками и размахивают нагайками. О.Ю. Малинова пишет (см. «Символическая политика. Вып. 2»): «Политический дискурс до сих пор строится так, будто история и извлеченный из нее опыт могут служить руководством для действий в настоящем (хотя лежащее в основе такой установки представление о будущем как повторении прошлого было разрушено еще в раннем Модерне». Сложность в том, что, с другой стороны, считается: «образы прошлого – ресурс для проектирования будущего». На этот фундаментальный вывод в разных вариантах указали разные авторы, например, Ю.М. Лотман (см. 14). Он объясняет это противоречие так: «Символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры – он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее». Это значит, что символы, «приходя из прошлого и уходя в будущее», развиваются соответственно изменениям реальности, и обретают новые смыслы. Так они и вяжут цепь времен. Но это не значит, что мы можем взять из советского прошлого какой-то эффективный символ с его смысловым наполнением того времени и обратимся к нашим гражданам сегодня, представляя этот взятый из истории символ как ориентир проекта будущего. Такое обращение граждане воспримут как демагогию...
Скачать текст брошюры [1043K] из копилки форума-архива:
https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Kmf/(170326223842)_Kara-Murza_Nasledie_28-10-16.pdf
Комментарий можно оставить на резервном форуме
http://sgkm.forumy2x2.com/t46-topic
25.03.2017

Сергей Кара-Мурза. "Страдания и радости диссидентов"

О том, кто такие диссиденты, против чего бунтовали "стиляги" и как становились диссидентами поклонники "истинного Маркса".
Видео
https://www.youtube.com/watch?v=kTNaWb40zIg
21.03.2017

Современные восточноевропейские пути развития

Рекомендуем прочесть статью Коровицыной Н.В. "Современные восточноевропейские пути развития на примере Польши"
http://www.kara-murza.ru/Korovitzyna.pdf
19.03.2017

С.Г.Кара-Мурза. Докатились до главного

Недавно был важный, даже фундаментальный, комментарий: «Вы много уделяете анализу прошлого, но одновременно хотелось бы видеть ниточки к настоящему и некоему образу будущего». Я могу сказать, на мой взгляд, почему практически никто не пытается «увидеть ниточки к настоящему и некоему образу будущего» и описать то, что он увидело. По-моему, это потому, что всем – «либералам», «коммунистам», «националистам» и всем остальным ряженым – пока еще страшно всмотреться в лицо реальности. Оно маячит в тумане, и все от него отворачиваются и делают вид, что они его не заметили.
Иногда как будто кто-то крикнет сверху: «Хватит вилять! Пора вглядеться!» Да, пора – начнешь, и даже близкие люди отшатнутся, как от прокаженного. Чур меня! Даже если начнешь подходить с самого безобидного конца. Вот, у нас много умных и образованных и даже честных людей. Почему они молчат, изучают берестяные летописи или ругают Чубайса? Потому что, вглядись – тебя закидают камнями, в лучшем случае получишь сразу инсульт вместе с инфарктом, и все вздохнут с облегчением. Бывают периоды состояния людей, когда достоверное знание – убийца. В такие периоды где-то в кельях должны сидеть люди и изучать варианты тропинок, чтобы вылезти из трясины, в которую мы погружаемся. Изучать, и наносить на карты альтернативные маршруты и вероятные минные поля. И кто-то молодой должен знать, где лежат эти карты, когда критическая масса наших людей, которым некуда бежать, начнут кричать: «Надо прорываться!»
Но, похоже, нет таких пещер и келий. А может и есть!
http://sg-karamurza.livejournal.com/261958.html
05.03.2017

Форум переведен в режим архива

С 5 марта 2017 года форум при сайте переведен в режим архива. Его адрес:
http://vif2ne.org/nvz/forum/0/0.htm
Поиск в архиве работает и там все желающие, в том числе читатели без регистрации, могут найти среди текстов, накопленных за 18 лет работы форума, много ценных материалов и идей.
На замороженной основной (бывшей «активной») странице форума поиск ведется через клавиши Ctrl-F.
Участники бывшего форума могут восстановить контакты и общение, зарегистрировавшись на резервном форуме
http://sgkm.forumy2x2.com/
05.03.2017

С.Г.Кара-Мурза о юбилее революций.

Беседа на канале ТВ "День" о юбилее революций (видео)
http://sg-karamurza.livejournal.com/261339.html
01.03.2017

В ответ комментариям. Империализм и фашизм – надо разобраться

Империализм капитала Запада и фашизм ХХ века, генетически связаны, но в целом это разные системы. Видеть мотивы империализма в марксизме и считать их зародышами фашизма, на мой взгляд, большая ошибка. Вообще, расширение понятия «фашизм» ведет к большим провалам в политике и культуре.
Вот примеры мотивов империализма в марксизме. Энгельс так предвидит развитие событий после революции 1848 г.:
«При первом же победоносном восстании французского пролетариата, которое всеми силами старается вызвать Луи-Наполеон, австрийские немцы и мадьяры освободятся и кровавой местью отплатят славянским народам. Всеобщая война, которая тогда вспыхнет, рассеет этот славянский Зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых маленьких наций.
В ближайшей мировой войне с лица земли исчезнут не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы. И это тоже будет прогрессом» [Ф. Энгельс. Борьба в Венгрии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 6, с. 186]
http://sg-karamurza.livejournal.com/261075.html
28.02.2017

О революции. Меньшевики и большевики как разные поколения

С.Г.Кара-Мурза. Юбилей Великой русской революции. Открылся новый аспект раскола большевиков и меньшевиков в 1903-1907 гг. Этот аспект показывает: силы Февральской и Октябрьской революций – это два разных поколения с разными картинами мира.
Основоположники меньшевизма и либерализма мировоззренчески выросли в атмосфере механистического детерминизма, когда в образованном слое господствовала картина мира, которая опиралась на ньютоновской модели мироздания... Конец ХIХ – начало ХХ века было время кризиса этой классической механистической картины мира и замены ее картиной необратимостей, неравновесия и нелинейных процессов. Эта картина переходов «порядок-хаос» сразу в ином свете представила системы противоречий. В этой атмосфере выросли вожди большевиков, начиная с Ленина...
Смена парадигмы русской революции у Ленина и использование большевиками марксизма в форме советской идеологии – важный раздел нашей новейшей истории. Важно потому, что наши молодые креативные марксисты уже в 1950-е годы раскопали главные труды Маркса, которыми было очаровано первое поколение русских марксистов, ставшее радикально антисоветским. А главное, что эти талантливые молодые марксисты воспитали «шестидесятников», а они посредством машины образования очаровали достаточную часть интеллигенции и номенклатуры, чтобы они через 70 лет совершили ремейк Февральской революции с криминальным оттенком.
http://sg-karamurza.livejournal.com/260103.html
С.Г.Кара-Мурза. Меньшевики и большевики. 2. Советский истмат обходил важный факт: с 1901 г. Ленин начал принципиально спорить с Плехановым, а после 1905 г. так же принципиально спорить с главными установками Маркса.
http://sg-karamurza.livejournal.com/260368.html
С.Г.Кара-Мурза. Меньшевики и большевики. 3. Чтобы понять, как сложились парадигмы меньшевиков (и либералов) и большевиков, надо, во-первых, сравнить литературные источники этих групп – они очень различны.
http://sg-karamurza.livejournal.com/260843.html
С.Г.Кара-Мурза. Меньшевики и большевики. 4. В начале века марксизм в России стал больше, чем теорией или даже учением: он стал формой общественного сознания в культурном слое. Поэтому Ленин как политик мог действовать только в рамках «языка марксизма».
http://sg-karamurza.livejournal.com/261550.html
25.02.2017 - 01.03.2017

Что теперь делать с этим юбилеем?

С.Г.Кара-Мурза. Заметка в Литературной газете. Нынешний год было решено сделать юбилеем 100-летия «Великой российской революции».
Поражает, что видные историки считают мероприятие «столетия революции» простым делом. Они если и предполагают какие-то неприятности, то от политиков. Академик А.О. Чубарьян заявил: «Информационные войны ведут не профессионалы, не историки». Это иллюзия...
Разумно перевести разговор в плоскость рациональных понятий, тогда и можно будет разным общностям приблизиться к объективной картине. Общий язык понятий, логика и мера на время утихомирят страсти и позволят людям связать 1917 год с 2017 годом, а главное – взглянуть в будущее. Это наша национальная задача.
http://sg-karamurza.livejournal.com/259005.html
15.02.2017

Проблему невежества - на другой уровень

С.Г.Кара-Мурза. Многие не верят, что образование переживает системный кризис (деградацию). Кажется, достаточно убрать некоторые одиозные изменения (типа ЕГЭ или Болонскую систему), и все вернется в приемлемую колею. Сейчас причины видятся как мощный синергический процесс. Дело не в локальной реформе, а в кардинальной смене вектора движения культуры, рациональности и этики. И это произошло не из-за краха СССР, а наоборот – СССР рухнул именно из-за смены вектора. Те, кто радуется этому сдвигу – ходячий симптом «воли к смерти» (не беспокойтесь – как носителя культуры). Надо искать индикаторы нынешнего состояния.
Продолжая тему архаизации и невежества, предлагаю кусок раздела из истории реформы школы.
Гипотеза о ядре нашего невежества. Есть такая гипотеза для описания источника и механизма, которые запустили и питают энергией процесс погружения в невежества. Это мессианское мышление прослойки образованных интеллектуалов, которые создают модели жизнеустройства и убеждают власть и население произвести по их моделям реформы – притом, что они забыли (или не знали), как устроены и действуют ранее созданные системы культуры.
Стоит снова подумать о несоизмеримости ценностей в контексте невежества. http://sg-karamurza.livejournal.com/257696.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/257995.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/258191.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/259485.html
12.02.2017

Чёрные мифы о чёрной сотне

С.Г.Кара-Мурза. Заметка в Литературной газете. Мифы – сильное средство раскола и смуты. Когда нас контузили чёрными мифами об СССР, заодно активизировали миф о чёрной сотне.
Зачем? Из него вывели мифы о русском фашизме и антисемитизме и штамп «красно-коричневые» – игнорируя факты и архивы. Всё это – чтобы разорвать общество и народ.
http://sg-karamurza.livejournal.com/257160.html
29.01.2017

Разговор про образование

С.Г.Кара-Мурза. Разговор про образование и науку, и о многом вокруг, и сейчас, и в прошлом, и у нас, и в других странах.
Видео этой беседы:
https://www.youtube.com/watch?v=oh4vFWBw9tk&feature=youtu.be
Скачать звуковой файл этой беседы:
https://yadi.sk/d/Qx5LZBR03BcDKv
29.01.2017

Внимание! Обнаружена ошибка в книге "Опять вопросы вождям" (Киев: «Орiяни», 1998)

На сайт пришло письмо от читателя Yulik Arthur: Здравствуйте Сергей Георгиевич, прочитал в вашем труде "Опять вопросы вождям": «СССР рабочий получал 6-7 рублей в час. Для удовлетворения основных жизненных потребностей (пища, жилье, транспорт) это было примерно столько же, сколько получал рабочий на Западе (8-10 долларов в час). По автомобилям и видеомагнитофонам не дотягивали, но надо все же брать главное. За час труда на советском заводе человек получал 35 буханок хлеба или 60 литров бензина. Хлеб и энергия — абсолютные, всеобщие эквиваленты жизнеобеспечения». ВОПРОС, кто и в каком году зарабатывал по 6-7 рублей/час в СССР?
ОТВЕТ: В моей рукописи, которую опубликовало издательство «Орiяни» (Киев), написано: "В СССР рабочий получал 6-7 рублей в день. Для удовлетворения основных жизненных потребностей (пища, жилье, транспорт) это было примерно столько же, сколько получал рабочий на Западе (8-10 долларов в час). По автомобилям и видеомагнитофонам не дотягивали, но надо все же брать главное. За день труда на советском заводе человек получал 35 буханок хлеба или 60 литров бензина". Так же написано в рукописи статьи в газете "Советская Россия" (1996). Думаю, в газете было верно. Видимо, в украинском издательстве, где собрали и издали книгу, корректор решил, что я ошибся, и "поправил". Мне об этом не сообщили. Это неприятная ошибка. Странно, что за 20 лет никто не заметил. Спасибо, что Вы внимательно читали. Примечание: такое же письмо пришло в мой ЖЖ, но под другим именем
22.01.2017

Проблема невежества

С.Г.Кара-Мурза: Мне пришлось разбираться в ходе реформы образования. Стало очевидно, что важным фактором было внешний (общий для всех сфер) фон – быстрое распространение невежества. За 1980-90-е годы оно стало «институтом». «Невежды в законе»! Просмотрев наскоро материалы, я считаю, что без разбора этой аномалии ни при любом режиме мы не вылезем из ямы. Это уже проблема не политическая или экономическая, а национальная. Я буду выкладывать сырые примеры для обсуждения.
Особый фон реформы российского образования было создан неожиданным и резким провалом культуры, которым можно назвать погружение в невежество. По своему масштабу и динамике это явление надо квалифицировать как национальное бедствие, причем аномальное и, видимо, долгосрочное.
Полный текст и его обсуждение читайте тут:
http://sg-karamurza.livejournal.com/251508.html Проблема невежества 1
http://sg-karamurza.livejournal.com/251665.html Проблема невежества 2
http://sg-karamurza.livejournal.com/251926.html Проблема невежества 3
http://sg-karamurza.livejournal.com/252283.html Проблема невежества 4
http://sg-karamurza.livejournal.com/252610.html Проблема невежества 5
http://sg-karamurza.livejournal.com/252845.html Проблема невежества 6
http://sg-karamurza.livejournal.com/253170.html Проблема невежества 7
http://sg-karamurza.livejournal.com/253625.html Проблема невежества 8
http://sg-karamurza.livejournal.com/254524.html Проблема невежества 9
http://sg-karamurza.livejournal.com/254727.html Проблема невежества 10
http://sg-karamurza.livejournal.com/255092.html Проблема невежества 11
http://sg-karamurza.livejournal.com/255322.html Проблема невежества 12
http://sg-karamurza.livejournal.com/255982.html Проблема невежества 13
http://sg-karamurza.livejournal.com/256069.html Проблема невежества. Заключение
07.01.2017 - 21.01.2017

Есть вопросы о работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма"

С.Г.Кара-Мурза: Во всех наших спорах и даже сварах косвенно эти вопросы сталкиваются. Один товарищ прямо попросил коротко высказаться. Вот кусок из моего доклада в МГУ в 2008 г:
В 20-30-е годы СССР стал складываться особый тип хозяйства и жизни людей. Это была разновидность хозяйства, присущего традиционным обществам. Экономическая теория (политэкономия) принципиально не изучает хозяйства такого типа. Однако, придя в России к власти и начав советский проект, коммунисты приняли в качестве официальной идеологии учение, объясняющее совершенно иной тип общества и хозяйства – западный. Это несоответствие теории и реальности временно маскировалось бедствиями и перегрузками, которые заставляли действовать просто исходя из здравого смысла в очень узком коридоре возможностей. Но оно сразу выявилось в благополучный период “застоя”. Читать дальше:
http://sg-karamurza.livejournal.com/254171.html
15.01.2017

Внимание! МОШЕННИКИ пытаются собрать деньги от имени сайта С.Г.Кара-Мурзы

Мошенники надеются, что в новогодней суматохе и в хорошем новогоднем настроении люди быстро отзовутся на просьбу помочь больному ребенку и переведут деньги.
Письма мошенников отправлены 31.12.2016 без ведома администрации с почтового адреса, указанного на нашем сайте:
http://www.kara-murza.ru/mail.html
Просьба информировать нас, если вы получили подобное письмо с этого адреса:
Сегодня 01:43
Добрый вечер всем!
Попрошу пару минут. http://infnasty.blogspot.no - здесь написано про мою племянницу. Надеюсь, сильно не отвлеку.
Спасибо и всех с наступающим!
--
С.Г. Кара-Мурза

Не отправляйте им деньги! Администрация выясняет, как мошенникам удалось организовать подобную рассылку.
31.12.2016

С.Г.Кара-Мурза. Актуально: красноречивая трагедия

В Иркутске погибли 62 человека, которые купили и выпили жидкости «Боярышник». Это общее горе, как от него не отмахивайся. Но в этом эпизоде есть побочные симптомы болезней общества и государства. Я вижу такие признаки деградации.
1. Глубокое погружение в невежество
2. Но это невежество (и, возможно, в других планах) покрыло значительную часть журналистов и политиков. Три дня они обсуждают это событие, и главный мотив таков: какая некультурная эта среда обедневшей части нашего населения – они пьют косметические средства, всякие лосьоны, одеколоны и вот, «Боярышник»... подменили проблему производства и поставку в розничную продажу жидкость, которая является летальным ядом, проблемой избыточного потребления населением некачественных спиртосодержащих продуктов. И население России, похоже, этой подмены даже не заметило.
3. Третий тревожный симптом – отсутствие рефлексии относительно государственного решения ликвидировать Госстандарт....А сегодня российские предприниматели и в производстве, и в торговле освобождены от обоих факторов – от знания и от закона. И никакой полиции не хватит, чтобы за ними уследить.
http://sg-karamurza.livejournal.com/247062.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/247428.html
21.12.2016

С.Кара-Мурза. Продолжение воспоминаний про Кубу

Из текста 2: На Кубе тогда шло становление современной научной системы, наблюдать за этим было интересно. Среди молодых кубинцев я тогда выделил бы такие категории. Во-первых, те, кто учился в элитарных западных университетах (Куба старалась посылать в разные места). Эти осваивались на Кубе с большим трудом. Им казалось, что работать продуктивно в таких бедных лабораториях нельзя. Даже в Национальном центре научных исследований, который по сравнению с нашей московской лабораторией в АН СССР был роскошным учреждением. Зайдешь к таким «западным» ученикам — сидят, ноги на стол и магнитофон свой кассетный крутят. Мол, реактивов и приборов нужных нет. Другая категория – выпускники советских вузов. Они были в этом смысле покрепче, их бедность не пугала, умели наладить работу. Среди тех, кто учился на Кубе, тоже было заметное разделение. Дети интеллигентов, казалось бы, должны были стать главной силой. Но в них я замечал какой-то комплекс неполноценности, думаю, унаследованный от отцов. Они как-то не верили, что на Кубе может быть сильная наука, робели. И трудно было убедить. Но зато ребята из трудовых семей, часто вечерники, стали просто чудесными кадрами. Их не волновал статус и престиж в глазах «мировой науки». Они видели проблему — и искали способ ее решить. С теми средствами, какие есть...
Из текста 3: В СССР в то время происходил поиск новой системы вознаграждения за труд. Старая, похоже, исчерпала свой потенциал, и нам казалось, что вообще моральное вознаграждение — легенда, выдумки. Если бы я не видел, как она в то время действовала на Кубе, не поверил бы. И действовала именно на простого человека, просто вдохновляла его...
Из текста 4: До появления партии связующей структурой политической системы на Кубе были органы прямой демократии — комитеты защиты революции (CDR). Полезно было бы их опыт изучить и понять. Что-то подобное и у нас появится, если нынешний хаос станет нестерпимым, а цельной обобщающей идеологии еще не созреет. CDR были везде и объединяли самых разных людей, согласных лишь в одном — защитить страну, избежать гражданской войны и обеспечить действие простых принципов справедливости. Идеология размытая, но в таком положении достаточная. Правда, для существования такой системы нужна большая терпимость в людях и способность к рассуждениям и диалогу. Кубинцы — прирожденные ораторы и любят выслушать мнение другого, если он его хорошо излагает. Мы же слишком устремлены к истине и странные суждения слушать не хотим...
Текст 2 http://sg-karamurza.livejournal.com/244493.html
Текст 3 http://sg-karamurza.livejournal.com/244799.html
Текст 4 http://sg-karamurza.livejournal.com/245243.html
Текст 5 http://sg-karamurza.livejournal.com/245447.html
Текст 6 http://sg-karamurza.livejournal.com/245506.html
15.12.2016

Более подробное интервью С.Г.Кара-Мурзы про Кубу

Сергей Кара-Мурза: «Кубинцы говорили: придут молодые и продадут нас, как Горбачев – вас...».
О том, почему вся Латинская Америка по-прежнему смотрит на страну Фиделя Кастро как узник из тюрьмы на волю.
http://sg-karamurza.livejournal.com/244187.html
https://www.business-gazeta.ru/article/330706
04.12.2016

Разбуженные воспоминания, касающиеся наших дел

Как раз при мне (1966 г.) впервые из кубинских университетов стали посылать сотрудников на рубку тростника. А что это за работа, горожане не знали. Когда они приехали в поле, взяли в руки мачете, познакомились с бытом крестьян, — это у многих вызвало потрясение. То есть, в газетах читали, а знать не знали. И произошла странная вещь. Довольно многие преподаватели уже готовились уехать — кто в Европу, кто в США. Не знаю почему, но многие из тех, кто собирался эмигрировать, поехали тогда рубить тростник, хотя принуждения не было. Порубили тростник — и что-то в них сломалось. Или восстановилось. И решили не ехать
На наших, в 60-70-е годы, физический труд такого эффекта, конечно, не производил. Даже наоборот. Говорили разное: что эта работа неэффективна (я, кандидат наук, тра-та-та...), что эта повинность — отрыжка тоталитаризма, что эта бесплатная рабская сила развращает крестьян и т.д.
Но сейчас у меня сошлись два явления: как повлияла на интеллигентов Кубы работа (6 недель) рядом с крестьянами, – и как за 25 лет повлияла на многих молодых интеллигентов постсоветской России ликвидация практики посылать их на пару недель поработать в колхозе или совхозе. Большинство наших горожан как будто перенеслись во времена дореволюционной Кубы – они теперь «не знают, как живет бедная половина населения». И это, на мой взгляд, – одна из главных угроз всей стране и каждому. Социолог Н.Е. Тихонова в 2014 г. высказала такие фундаментальные суждения: «Почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения.
Ситуация с бедностью в России является следствием тех структурных и институциональных ограничений, которые существовали для низкоресурсных групп населения в последние десятилетия и к которым буквально в последние годы добавились культурные ограничения, связанные с начавшимся процессом стигматизации и дискриминации бедных.
http://sg-karamurza.livejournal.com/243947.html
01.12.2016

Разбудили воспоминания о Кубе

Я там группе студентов-химиков в Сантьяго-де-Куба один метод показывал, очень толковые ребята. Потом уехал в Гавану работать, а за это время такая история произошла. Эти ребята стали требовать, чтобы Кастро и его соратники ушли от власти, передали ее более молодым и образованным — очень, мол, много ошибок допускает правительство. Выступали на собраниях — все с цитатами Маркса и Ленина, говорили красиво, да и ребята были очень симпатичные, особенно одна девочка, их вождь. Вдруг приезжает Фидель Кастро, без охраны, без оружия, пешком подходит к химфаку. Спрашивает у секретаря, где тут такие-то. Секретарем на факультете симпатичный старик был — побежал, нашел. Пришли ребята, прямо около входа в коридоре стали разговаривать — за всех говорила та девочка. Народ собрался, стало тесно, пошли в спортзал. Девушка не стушевалась, все выложила, что они наработали, стоит на своем — то неправильно, то неправильно, пора вам уйти от власти.
Как шел спор, мне потом рассказали несколько очевидцев. Они симпатизировали этой девушке, она была любимицей факультета, но все признавали, что Кастро бесспорно одержал верх. Он поставил вопрос примерно так: вы утверждаете, что мы должны уступить власть вам или таким, как вы. В чем же, по большому счету, источник вашего превосходства? И тут, как ни странно, стало видно, что иного, чем у Кастро, принципиального выбора эти ребята не предлагают, и в то же время они не имеют видимых преимуществ ни в работоспособности, ни в честности — потому что по этим критериям претензий к соратникам Кастро ни у кого не было. К тому же Фидель объяснил девушке, что все ее доводы по конкретным вопросам известны, их обсуждали, но по такой-то и такой-то причине пришлось поступить иначе. Стало видно, что конкретные решения вовсе не так просты и очевидны, как казалось ребятам. На том собрании многие стали кричать, что надо бы всю эту группу из университета исключить — всех они баламутят. Кастро предложил: раз уж они так втянулись в проблемы хозяйства, давайте дадим им в управление хорошую государственную ферму в провинции Орьенте. Пусть сами из своей группы выдвинут директора, а остальные составят правление. Если будут дело заваливать, им помогут. Но главное, пусть разберутся, в чем разница между теорией и практикой. А через год здесь же, в университете расскажут о своем опыте. Так и сделали, только, по-моему, года они там не просидели. Я как раз через год снова там был, налаживаю в лаборатории прибор, и заходит один парень из той группы. Что, спрашиваю, уже опять в университете? Засмеялся. Я, между прочим, когда приехал на Кубу, сам был похож на этих ребят. Казалось, что многое надо делать по-другому. Но как только пришлось самому там решать проблемы, а не советы давать, действительность этот мусор из головы быстро мне выбила, как палкой пыль из ковра.
http://sg-karamurza.livejournal.com/243651.html
29.11.2016

Почему меня понесло в "Свободу"

Меня позвали на «Свободу» высказать впечатления о роли Кастро, который задал вектор революции. Я предупредил, что в полемике участвовать не буду. Предполагал, что будут лить помои, но дадут 5 минут сказать главное из того, что я видел. И отказаться в момент похорон как-то не мог. Вот что, примерно, хотел сказать:
Эта революция — удивительное и таящее в себе множество уроков явление второй половины века. Совершенная вопреки теориям и расчетам, она вызвала безудержный восторг евтушенок всего мира, а потом, по взмаху дирижерской палочки хозяина,— стала объектом их самой патологической злобы и клеветы. То предательство, которое совершила мировая культурная элита в конце 80-х годов в отношении Кубы, — веха общей смуты. Важная часть этой измены вызревала среди нас, на наших глазах и даже в нас самих. За 90-е гг. телевидение Москвы не сказало о Кубе ни одного теплого слова — лишь злорадство и ненависть. Это — чистый случай ненависти, не оправданной никакими разумными обстоятельствами и интересами. Ведь никакой осязаемой вины Кубе приписать не могут. Вопли про тоталитаризм Кастро — полная чушь. С пресловутыми правами человека дела на Кубе было несравненно лучше, чем во всех латиноамериканских «демократиях» и даже чем в самих США...
http://sg-karamurza.livejournal.com/243243.html
29.11.2016

К вопросу перемирия и размежевания

Сегодня была по ТВ "Радио Свободы" передача под названием "Грани Времени. Кубинский Сталин умер. Живо ли его дело?" Анонс: "О Фиделе Кастро, его жизни и судьбе - политолог Татьяна Ворожейкина, историк Сергей Кара-Мурза, журналист, правозащитник Александр Подрабинек".
Можно послушать в mp3 "Радио Свободы"
http://www.svoboda.org/a/28113987.html
Теперь выложили и видео:
http://www.svoboda.org/a/28144674.html
Обсуждение:
http://sg-karamurza.livejournal.com/243105.html
28.11.2016

Коротко о неудачах советского проекта

С.Г.Кара-Мурза. Какие критически важные задачи не решили советское общество и государство, которые следовали проекту русского коммунизма? Критическими будем считать задачи, неудача в решении которых привела к развитию кризиса советской системы вплоть до порога, за которым начался распад государства и общества. То есть, речь идет о кризисе, который завершился ликвидацией СССР и сменой политического и общественного строя. Эти нерешенные задачи наглядно вскрылись лишь в ходе кризиса и осмысления катастрофы 90-х годов. Все они остаются актуальными и для постсоветской России и должны стать предметом исследований и обсуждения в «новом обществоведении».
- Не удалось обеспечить необходимый и достаточный уровень самоосознания быстро развивающегося советского общества.
- Не удалось проводить регулярную модернизацию мировоззренческой матрицы советского общества в соответствии с изменениями картины мира и антропологией советского человека.
- Не удалось выработать дееспособную рациональную модель СССР как этнической системы в ее динамике, а на этой основе выработать собственную доктрину нациестроительства – сплочения советского народа в полиэтническую гражданскую нацию и развития системы общежития народов.
- Не удалось выработать собственную (а не копирующую Запад) доктрину и социальные механизмы расширения и развития системы потребностей советского человека.
- Не удалось разработать концепцию советской демократии как дееспособного развивающегося механизма.
- Руководству КПСС и элите советской гуманитарной интеллигенции не удалось объясниться с западными левыми и предотвратить их сдвиг к антисоветизму.
- Самое главное: советской системе не удалось наладить воспроизводство того культурно-исторического типа, который получил название человек советский (homo sovieticus).
http://sg-karamurza.livejournal.com/242304.html
11.11.2016

Замаячила драка на юбилее

С.Г.Кара-Мурза. Верховная власть решила сделать 2017 год юбилеем 100-летия «Великой русской революции». В мае 2015 г. историки и министры с энтузиазмом собирали совещания и круглые столы – примерно так же, как когда им поручили написать единый школьный учебник истории. Нынешняя инициатива чревата более крупными неприятностями. Ее цели гораздо туманнее, чем в случае с учебником, а взрывные устройства, которые придется ворошить, гораздо мощнее.
Поражает, что и ученые, и чиновники считают свою инициативу добрым делом и даже предполагают какой-то позитивный результат. Академик А.О. Чубарьян заявил: «Информационные войны ведут не профессионалы, не историки». Остолбенеешь! Он не знает профессора МГУ, МГИМО и РГГУ академика Ю.С. Пивоварова или профессора МГИМО А.Б. Зубова? Таких историков и пр. у нас легион.
В Администрации президента заявили, что смысловое наполнение годовщины революции в России — исключительно «прерогатива научного сообщества».
Как это? Как это? Как это? Начинают политическую программу всенародного (и даже международного) масштаба – но называют ее делом историков и даже говорят, что отвечает за это дело какое-то мифическое «научное сообщество». Никакого сообщества уже 30 лет как нет, есть только фикция, текучие клики и малые группы («школы»).
У кого реально «прерогатива смыслового наполнения годовщины революции», всем прекрасно известно. Об этом предупредил премьер-министр Д. Медведев в сентябре 2016 г., говоря о 100-летии Октябрьской революции: «Эта революция – очевидный пример того, как с утратой стабильности были по сути разрушены основы экономики и на долгие годы утрачены перспективы экономического роста».
И какой историк или экономист после этого начнет главе правительства рассказывать про «перспективы экономического роста» СССР и указывать на факты успехов экономической политики нынешнего правительства? Историки и экономисты не идиоты.
http://sg-karamurza.livejournal.com/242020.html
Вопрос к друзьям и оппонентам. Поскольку решение об этом юбилее необратимо принято, то надо бы постараться создать и укрепить хоть несколько зон перемирия. Отсюда вопрос к читателям этого ЖЖ, которые стоят на антисоветских или скептических позициях, или симпатизируют монархистам, либералам, эсерам с меньшевиками и националистами: можно ли договориться с интеллектуалами этих движений, чтобы они изложили в небольшом тексте (150-200 стр.), каков был в 1905-1920 гг. (революции) проект этих движений? По согласованной структуре, чтобы можно было понять и сравнить. Не воевать с соперниками, а в лучшем виде представить свое кредо, представление о той России и образе желанного будущего.
http://sg-karamurza.livejournal.com/242728.html
07.11.2016-22.11.2016

Революция и советский проект экономики

Сергей Кара-Мурза. Тезисы доклада 3 ноября в Институте экономики РАН. Особые моменты становления Проекта:
– Невероятный объем проведенной теоретической и практической работы по конструированию и созданию социальных форм, процедур и институтов.
– Высокая динамичность новаторской мысли, быстрота принятия решений и проведения их в жизнь, быстрые обратные связи с практикой. При высокой неопределенности большое значение придавалось своевременности действия.
– Системное видение задач государственного строительства, различение фундаментальных и временных (а также чрезвычайных) структур, сочетание волевых решений с самоорганизацией, использование неформальных структур власти и авторитета. Неявное крестьянское знание о нестабильности нейтрализовало механистический детерминизм истмата.
– В мышлении аналитиков и практиков были хорошие методы меры, выявления порогов, кооперативных эффектов и ограничений. Главные, массивные процессы и явления, взвешивались верными гирями. Ошибки изучались и быстро исправлялись без доктринерства. Был верно оценен и использован потенциал доиндустриального (и постиндустриального) мироощущения – в науке, труде, организации и войне.
– Уже на первом этапе Проекта была выполнена едва ли не главная задача – целеполагание. Оно позволило провести сборку государства и общества на основе понятной цели и объединяющего образа будущего
– Итоги:
– Национализация, индустриализация и культурная революция пересобрали распавшуюся империю в СССР, а отпавшие народы собрали – в советскую нацию, предотвратили втягивание России в периферийный капитализм с архаизацией большинства.
– Проект не допустил разрыва непрерывности культурного развития России (в целом). В условиях катастрофы революции это было великим, почти невероятным достижением. Проект преодолел почти на целый век цивилизационную раздвоенность России, соединил «западников и славянофилов». Этим синтезом он на целый век нейтрализовал западную русофобию и ослабил накал изнуряющего противостояния с Западом.
– Он сохранил и продолжил развитие российской государственности с опорой на всех массивных социальных групп России и сумел устранить из своей доктрины представление марксизма и либерализма о государстве как «паразитическом наросте на теле гражданского общества».
– По Проекту построили большие технико-социальные системы России, которые позволили ей вырваться из исторической ловушки периферийного капитализма, стать индустриальной и научной державой и в исторически короткий срок подтянуть тип быта всего населения к современному уровню развитых стран.
Но ряд критически важных задач советское общество и государство, следуя Проекту, не решили. Поэтому СССР потерпел крах. Сейчас мы в основном понимаем, почему, а значит, вырвемся из тупика.
http://sg-karamurza.livejournal.com/241917.html
05.11.2016

4 ноября. Почему надо ценить этот праздник

С.Г.Кара-Мурза: Основанием для введения праздника 4 ноября была ликвидация 7 ноября. Это - гиря из наследия Ельцина, акт из программы профанации праздников СССР, топор раскола народа. Все это знают, ну что же… Куда круче: 12 июня - День России или День принятия Декларации о суверенитете России, еще его называют «Днём независимости России». Вот и удержи Украину или собери Евразийский союз!
Распад общества по социальным линиям скрывает травму погрома пантеона символов. Элита это не чует - признак краха культуры. Не по Сеньке шапка. Анестезия страхом и шопингом, массовая амнезия позволили нашим рыхлым общностям терпеть друг друга - только б не было войны. Но на такой почве не быть единству. Что же… 1612 г. вырвались из Смуты, т.к. разогнали Семибоярщину. А у нас-то она пока правит - ну и праздник! Курьез. Спасибо, хоть Смуту слегка подморозили. Вот и голосуют за ЕР и дорожат 4 ноября - не спасение, но запас живучести. Это дорогого стоит.
Поэтому надо ценить этот праздник. Хотя пресса сообщила: «Демократы не признают 4 ноября праздником».
http://www.lgz.ru/article/-43-6573-2-1%E2%80%8B1-2016/put-k-edinstvu/
02.11.2016

С.Г.Кара-Мурза: После очередного этапа – проблема

Это всегда так. Я выложил 3 связанных текста: «Состояние обществоведения», «Наследие харизмы» и «Проблемы молодежной политики» (названия условны). Можно было бы их отшлифовать получше, но ресурс времени недостаточен.
Эти тексты получили критические мнения с разных сторон. Главный смысл, выраженный прямо (даже возмущенно) или косвенно, стоит обсудить. Критика и возмущение этого типа сопровождала все мои тексты с 1988 г., когда я этим стал заниматься. После каждой серии (поколении) текстов я обдумывал эти реплики, но не вдавался в объяснения – читателей было достаточно, и они оправдывали усилия. Сейчас, с обновлением поколений читателей, аудитория сократилась.
Молодые не читают, потому что не знают предысторию нынешних текстов – эту предысторию надо переписывать на новом языке и с новыми доводами. Старые читатели (не все, но многие) не находят мотивов, которые грели душу в текстах 1990-2005 гг. Есть потребность читать о времени нашей молодости (советской) и о предательствах (или ошибках) реформаторов, а также о доверчивости жителей потерянного рая. У меня в последних текстах этих мотивов нет или они приглушены.
Почему это? Я объясню. Все тем прошлых текстов заслуживают продолжения – с новыми фактами, сюжетами, версиями. И запас эмоций не иссякает. Но чувствуется, что назрели новые задачи. Наверняка появится хороший писатель, который напишет сагу о катастрофе СССР, и материалов для него уже достаточно. Но новые поколения молодежи нынешней России находятся в состоянии совсем ином, чем молодые читатели СССР. Те читали Шолохова или А. Толстого в стране, где устоялся строй и порядок. Нынешние – в «обществе риска» и на грани хаоса. Им нужны тексты, которые предлагали бы подходы к пониманию актуальной реальности, с представлениями, основанными на опыте и доступном знании.
Это знание еще не закристаллизовалось, надо добавлять фактологии и понятий и т.д. Но опять же, приходится начинать с «недоношенными» текстами. Читатели недовольны. Но я считаю, что есть контингент тех, кому подобные тексты будут полезны. Многие считают, что эти тексты не дают никаких решений злободневных проблем. Это так, но большинству еще нужно освоить навыки структурировать и анализировать эти проблемы. И пособием для этого служат такие тексты, которые многим кажутся описаниями, которые всем уже известны.
Я как автор скажу, что это ошибочное мнение. Я, составляя эти тексты, как раз многие процессы увидел в новом свете, хотя речь идет об известных фактах. Перед нами картина, гораздо более сложная и многослойная, чем казалось 10 лет назад.
http://sg-karamurza.livejournal.com/240766.html
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/379641.htm
01.11.2016

В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы началось обсуждение проекта


http://sg-karamurza.livejournal.com/

В раздел "проекта в ЖЖ" можно войти по ссылке: Перечень текстов проекта: http://kara-murza.ru/project/Oglavl.html
Желающие принять участие в проекте могут присылать свои тексты (если они слишком велики для ЖЖ) на адрес этого сайта. Адрес почты сайта см. тут: http://www.kara-murza.ru/mail.html
После предварительного отбора тексты участников также будут выложены на этом сайте в разделе "проекта в ЖЖ".
Обсуждаться тексты С.Г.Кара-Мурзы и других участников будут в Живом журнале:
http://sg-karamurza.livejournal.com/
Кроме того обсуждение текстов проекта идет на форуме С.Г.Кара-Мурзы в ветках, закрепленных вверху "дерева форума":
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/0.htm
Проект начался 5 декабря 2012 г. вот таким сообщением С.Г.Кара-Мурзы.

Сергей Кара-Мурза. А между тем время истекает


http://sg-karamurza.livejournal.com/139771.html
Появилось тревожное ощущение, что последняя когорта еще советских бюрократов свой ресурс вот-вот исчерпает. Почему-то по особо нахальным коррупционерам они вдруг решили треснуть дубиной, в качестве какого-то прощального жеста. При этом вся конструкция, видимо, затрещит – и как будто этого им и не жалко. В любом случае, трещины пойдут, и управляемость будет серьезно ослаблена. При этом никаких признаков намерения начать конструктивный диалог, чтобы собрать какой-то дееспособный резерв, не наблюдается. На мой взгляд, необходимо срочно начать несколько проектов по «сборке» общностей, способных стать элементами временной политической системы. Хоть подпорки поставить. Для этого нужны прагматические, рациональные и реалистичные разработки «национальной повестки дня» уже на ближайшие лет 5-7 (а не СССР-2). А потом – что-то вроде кратких доктрин по конкретным проблемам. Никто не не хочет начать – нет кочек, на которых удержаться. Но есть люди, которые могли бы договориться и поработать в качестве «оргбюро». Ведь паралич возник потому, что толковые люди ходят россыпью, а те, кто пристроился к кормушкам, вынуждены свои мозги перенастроить.
Может, все-таки попытаться пару-другую семинаров устроить с координацией?
Долго не продержатся, все такие пылкие. Но года два смогут поработать в сети и иногда в реале.

В последующих сообщениях С.Г.Кара-Мурза обсуждает смысла проекта: О содержании проекта в ЖЖ: http://kara-murza.ru/project/index.html




Поступления прошлых лет

10.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 2
01.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 1
10.11.2011 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Проблемы интенсификации науки (1989 г.)
07.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Демонтаж народа
04.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Маркс против русской революции
01.03.2006 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин. Экспорт революции
08.01.2006 - Добавлен Манифест партии цивилизационного типа
28.12.2005 - В "Библиотеке" Л.А.Асланов "Культура и власть"
25.12.2005 - В "Библиотеке" М. Сахлинс "Горечь сладости или нативная антропология Запада."
20.12.2005 - В "Книги" сборник "Неполадки в русском доме -2"
13.12.2005 - В "Библиотеке" М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Информация
Отсутствующие на сайте книги и статьи С.Кара-Мурзы можно поискать в интернет-библиотеках, например тут.


Сергей Кара-Мурза



Сторонники С.Г. Кара-Мурзы более 5 лет выпускают газету "Точка.ру" Окажите поддержку редакции газеты !
Перечислить деньги можно через отделение любого банка, скачав квитанцию тут
Или на карту сбербанка
676196000029631331
Или через кошелёк вебмани:
R234843265982 - рублевый кошелек
Z209223718633 - долларовый кошелек
Через сервис Яндекс-Деньги
41001740800035
Реквизиты для юридических лиц:
ООО "Точка Ру" ИНН/КПП 4345147509/434501001, р/с 40702810100130009232 в ОАО КБ «Хлынов» г. Киров к/с 30101810100000000711 БИК 043304711ОКПО 93248626
Назначение платежа нужно указать «безвозмездная финансовая помощь»
Рассылки@Mail.ru
Кризис России - аналитика, новости, интервью