English | Espanol | Deutsch | Francais | E-mail                


Столыпин  Революция  Ленин  Советы  Цивилизация  Армия   Экономика   ВТО

Жить семьей или рынком?

Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он одинаково полезен практикам, учащимся и всем кто любит Россию и хочет ее знать.

НОВОСТИ

Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете




2017

Второе ограничение

С.Г.Кара-Мурза: Второе. Наше общество и государство в обозримой перспективе не сможет создать дееспособный капитализм. Главные причины таковы:
– Потому, что уже в начале ХХ в. Россия не смогла войти в клуб мирового капитализма, т.к. западный капитализм приобрел специфическую форму империализма. Он экспортировал капитал и насаждал анклавы своего капитализма и архаизировал остальные уклады в странах, которые не могли закрыться. В них устраивался «периферийный капитализм» с длительной слаборазвитостью. Ни царская, ни советская Россия на это не пошли.
– Россия долго развивалась на основе советского строя, и векторы развития с капитализмом разошлись слишком далеко. Поэтому Россия за 1990-е гг. не смогла, а Запад и не собирался организовать конвергенцию. В результате взаимные отношения России и США ухудшились и стали хуже, чем отношения СССР и США. Это важный фактор для стратегических программ России с попытками войти в систему мирового капитализма.
В какой же капитализм тянет Россию богатое меньшинство? Какая глупость – лезть в больной и кризисный западный капитализм и открывать ему все национальное достояние. И еще глупее лезть туда, куда их не пустят, а укажут место на краю периферийного архаичного капитализма.
В действительности, кризис индустриализма (и модерна) принципиально изменил и девальвировал понятия капитализм и социализм, да и сама категория формация стала слишком абстрактной. Большие культурные ареалы (прежде всего, цивилизации) уже в большой мере вырвались из удавок империализма. Китай и Индия, Иран и Бразилия по инерции классифицируют в терминах формаций, но более продуктивно представлять их как сложные самобытные целостности. И Россию после ее тридцатилетней эпопеи надо изучать как особый феномен. Говорят, что Россия «на переходном периоде». Но пора уже определить возможные пути. Что же за состояние – «переход»?
Надо вспомнить, как переживала Россия это состояние в начале ХХ века. Ведь тогда и российские, и западные мыслители обдумывали такое состояние и создали новую познавательную систему. Во второй половине ХХ века, в «двухполярной псевдостабильности», эту систему забыли, а сейчас она очень актуальна.
Эту проблему поставил Макиавелли, а в преддверии I Мировой войны этим занялись Ленин и Вебер, наблюдая первую русскую революцию. Позже их представления в 30-е годы развивал Грамши, наблюдая вызревание фашизма. На эту тему указали несколько авторов публикаций к столетнему юбилею революций 1917 г. На это стоит обратить внимание в рассуждениях о нынешнем состоянии. Речь идет о состоянии общества и государства, когда уклад их существования замедлили развитие и погружается в застой. Вот тогда в воздухе витает: «Мы ждем перемен!»
Появляются разные зародыши новой власти и смута. Из истории мы знаем такие состояния. Но в ходе русской революции сложилась концепция, а потом и теория: состояние становления. Состояние бытия наука разработала уже в ХVIII-ХIХ веках, а состояние, когда старое недееспособно, а новое еще только родилось – это картина мира ХХ века. Ленин назвал состояние становления революционной ситуацией, при которой верхи не могут править по-старому, а низы не хотят жить по-старому.
В нашем состоянии требуется, чтобы большинство населения выработало, наконец, образ приемлемого будущего, а государству – сформировать политическую систему, которая сможет консолидировать расколотое общество. И то, и другое находится в состоянии становления. Чтобы эти ростки окрепли, всем надо поработать головой.
Разумно не имитировать периферийный капитализм, а создавать наш общественный строй. У нас есть опыт СССР, и многие созданные тогда системы будут обновлены и развиты – в новых условиях и в новом обществе. У нас теперь есть опыт капитализма – и своего, и западного. Этот опыт дал нам важные уроки, и они нам помогут. Но придерживаться завершающей свой цикл «рыночной реформы», неразумно.
Только, теперь нас не научат и не поведут Ленин и Сталин. Да и, кому нравится, не будет ни Корнилова, ни Колчака.
https://sg-karamurza.livejournal.com/280063.html
10.12.2017

Осторожно подходим к тяжелым проблемам

С.Г.Кара-Мурза: Есть неприятная проблема, которая почти очевидна, но люди «с принципами» не хотят ее видеть. Суть ее состоит из двух ограничений:
Первое. Наше общество и государство в обозримой перспективе не сможет вернуть нам СССР с советским строем (или с близким ему типом). Пытаться пробиться в прошлое – истратить силы разума, а практическая попытка – авантюра, которая усугубит наше состояние в ловушке. Причины сдвига объективны:
– Поколения, рожденные после 40-х годов, выросли в другой стране – городской, европейски образованной, сытой и с телевизорами. Старики сталинской школы уже «не знали общества, в котором жили», а продвинутая молодежь пела: «Мы хотим перемен! Мы ждем перемен!»
Каких эта молодежь требовала перемен? На этот вопрос никто не отвечал, как будто разум отключился. Хотели перемен, а об обществе и о жизни знали очень мало. Молодежь была инфантильной, и в этом были виноваты поколения родителей, она и привела всех к национальной катастрофе. Эта молодежь стала бульдозером, который растоптал поднимавшуюся страну, а за рычагами – теневая коалиция хищников. Посмотрите, сколько мужчин за 30 лет прошли через тюрьму!
Молодежь, которая «хотела перемен», сегодня – уже умудренные родители, люди 40-60-ти лет. Так обдумайте трезво, куда мы пришли и какие перед нами возможные альтернативы вырваться из порочных кругов, по которым мы ходим. Какие перед нами проглядывают образы будущего для страны, а не только для своего кошелька.
– СССР как целостность разрушен, бывшие советские республики срочно растолкали по расходящимися коридорам. От Прибалтики и Грузии до Украины преобразовали бывшие наши республики в проблемных соседей, а союзников Восточной Европы – в потенциальных противников. С самого начала реформ произвели деиндустриалицию России и демонтировали науку. Условий для реальной интеграции и возрождения ключевых систем пока нет, это процессы постепенные, как при татарском иге.
За тридцать лет антисоветская коалиция обустроилась и деформировала или ликвидировала системы государства и общества. Инерция этого удара продолжает действовать.
Возможно, что самый разрушительный фактор состоит в том, что глубоко преобразована культура населения. За тридцать лет удалось втянуть большую часть граждан в зависимость от «шопинга» – потребительства не по карману. Вирус этой социальной болезни Запада рассеяли по России.
Видный социолог З. Бауман сказал на лекции в Москве: «Последний кредитный кризис показал наглядно, к чему это может привести. Почему люди по уши попали в долги? – потому что видение будущего по общему согласию должно было выразиться в том, что из года в год стоимость вашей квартиры, высота ваших заработков должны были расти. Нечего бояться долгов, потому что этот прирост благосостояния будет достаточен, чтобы заплатить за все долги. Это такой пузырь, который лопнул. Если бы так случилось, что мы бы выучили этот урок, тогда одна из иллюзий общества потребителей бы исчезла. Если это не состоится, если мы ничему не научимся, тогда придут в действие другие лимиты экономического роста – природные».
Измененная культура стала у нас барьером для возрождения гражданской солидарности, без которой не только не вернуть справедливость в отношениях людях, но и не выбраться из нашей исторической ловушки.
Для нас важен факт, что соблазн «шопинга» так силен, что масса из западного среднего класса, воспитанного расчетливой буржуазией, «по уши попали в долги». Но социолог, говоря с нашей аудиторией, сомневается в том, что «если бы мы выучили этот урок, тогда одна из иллюзий общества потребителей бы исчезла».
Это положение очень тяжелое. Второе ограничение еще сложнее. Обсудим и его.
Примечание: в ЖЖ обсуждение этого текста идет на двух страницах (одна - проба нового формата ЖЖ). Поэтому комментарии к тексту расположены по двум адресам:
https://sg-karamurza.livejournal.com/279319.html
https://sg-karamurza.livejournal.com/279779.html
09.12.2017

Вышла книга

С.Г.Кара-Мурза "Ленин. Алгоритм революции и образ будущего". М.: Из-во "Академический проект", 2018.- 295 с. - (Технологии социологии). Твердая обложка. Тираж 500 экз.
Аннотация. Эта книга не описывает революцию как борьбу классов, групп политиков и власти. В основе революции - взрыв понятий, идей, образов и пророчеств, любви и жестокости. Это новый образ мира и человека, новое пространство и время, мессианские миражи. Но из этого хаоса должен родиться порядок и жизнеустройство народов. Горе, если не появится человек, понявший этот реактор войны и братства, и не найдет путь к преображению пожара в строительство. Такой человек в России родился и вырос - это Ленин. Героев было много, а он смог соединить холодный разум ученого с воображением, страстью и волей. За ним пошли, произошел синтез силы, поднявшейся из народа и его чаяний с зарождавшимся образом будущего. Редкий сплав -тысячелетний опыт, религия, традиции, всплеск культуры с новой наукой, обновленной кризисом, - создал в ходе революции советскую картину мира. Так мы поднялись и устояли почти век.
Теперь надо изучить скрытые слоями слов достижения разума и совести наших старших поколений вместе с Лениным. Идут новые поколения, в новом мире и в новом обществе нужно не повторить старое, а осваивать фундаментальные принципы и подходы прошлого. Этому посвящается настоящая книга.
https://sg-karamurza.livejournal.com/279134.html
05.12.2017

Актуально для многих наших

С.Г.Кара-Мурза: Украинский политолог Дмитрий Джангиров объясняет белорусам ситуацию с евроинтергацией. Актуально для многих наших.
Спасибо нашему участнику, давшему ссылку. Интересно и познавательно
Видео:
https://youtu.be/PntXOW7-aKA
Обсуждение:
https://sg-karamurza.livejournal.com/278561.html
01.12.2017

Кто изучает программу «цифровая экономика»?

С.Г.Кара-Мурза: Мы все не раз выражали недовольство тем, что мы откладываем важные проблемы, а сразу кидаемся в бесполезный спор по второстепенным поводам. Хотя все чувствуют, что над нами довлеет туча, которая нас может задавить.
Вот пара диагнозов социологов: «Общество постепенно отучили размышлять. Эта усиливающаяся тенденция принимается без возражения и им самим, так как осознание происшедшего приводит к глубокому психологическому дискомфорту. Массовое сознание инстинктивно отторгает какой-либо анализ происходящего в России» [Симонян Р.Х. Реформы 1990-х годов и современная социальная структура российского общества // Социологические исследования. 2012, № 1].
Приведены такие данные о российском прекариате: «Согласно данным всероссийского исследования “Жизненный мир россиян” (РГГУ, окт. 2014 г., 1800 чел., 8 регионов страны), почти 50% указали, что их образование не соответствует выполняемой работе или затруднились ответить на этот вопрос… Из свыше 80 млн трудоспособного населения 38 млн россиян непонятно где заняты, чем заняты, как заняты, в результате чего условия жизни, их доходы не отражаются в официальных статистических данных» [Тощенко Ж.Т. Прекариат – новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6].
В середине 2017 года было принято решение перейти к «цифровой экономике». Говорилось, что это не отдельная отрасль, а уклад жизни, новая основа для развития общества и каждого конкретного человека. Что в этом поняло общество и каждый конкретный человек? Почти все прославляют «цифру», хотя на Западе, который в нее окунулся, прогнозы мрачные. BBC сообщает: “В Европе, согласно исследованиям, в зоне риска находится в среднем 54% рабочих мест”. Не видно, чтобы наши университеты и в РАН изучали эту доктрину и ее последствия. И, похоже, что в курилках это не обсуждают ни рабочие, ни инженеры. И вообще наша образованная молодежь, хотя речь идет именно о ее шкурной судьбе. Удивительно, что смело выступил в присутствии Президента Председатель профсоюзов М.В. Шмаков, но, кажется, никто на это не обратил внимания. А он сказал: «Обеспечить введение нормативной базы регулирования трудовых отношений с гибкой дистанционной занятостью… Это самая острая и самая неразвитая тема, к которой подступаются, но ещё ни в одной стране не решили… Сегодня в той экономике, в которой мы живём, жили десятки, а может быть, и несколько сотен лет, мы понимаем под рабочим местом то, что генерирует у нас, во-первых, продукцию, потом генерирует заработную плату работников, генерирует налог на доходы физических лиц и генерирует взносы в социальные фонды. Тогда, когда у нас гибкая дистанционная занятость, у нас исчезают основания для того, чтобы в этой парадигме всё это работало… Необходимо менять всю систему, в том числе социальной защиты, потому что человек на дистанционной занятости не имеет больничного, он не имеет пенсии, поскольку не отчисляет туда по известной схеме, и так далее» [ http://kremlin.ru/events/president/news/54983 ]. Это может стать фоновой программой всей нашей эпопее.
Есть у нас знатоки этой доктрины? Разъяснили бы нам, вместо того, чтобы толочь воду в ступе.
https://sg-karamurza.livejournal.com/278390.html
27.11.2017

Первое из цикла "Видео по экономике"

С.Г.Кара-Мурза рекомендует. Видео по экономике. Выпуск 1. А. И. Гражданкин о продуктах питания
Беседа на основе статистики - фрагменты последней "Белой книги" (1950-2016 гг.), готовится к изданию.
Вот первое видео этого цикла:
https://youtu.be/gMWOcIaDuNM
Обсуждение:
https://sg-karamurza.livejournal.com/278073.html
21.11.2017

О социальной справедливости и диктатуре пролетариата

С.Г.Кара-Мурза: Один из наших философов утверждал: "Государство социальной справедливости и диктатура пролетариата несовместимы". Тезис сильный, но это все равно, что рассуждать о вилке и бутылке – несовместимы они или совместимы? Вот объяснение из популярной литературы:
Сразу после Октября диктатура пролетариата (в союзе с крестьянством) понималась как власть абсолютного большинства, которая сможет поэтому обойтись без насилия – с таким основанием в Октябре отпускались под честное слово юнкера и мятежные генералы.
По мере обострения обстановки упор делался на слове диктатура, и метафора использовалась для оправдания насилия. К неклассовому пониманию «диктатуры пролетариата» крестьяне были подготовлены, она воспринималась как диктатура тех, кому нечего терять, кроме цепей – тех, кому не страшно постоять за правду. Пролетариат был новым воплощением народа, несущим избавление – общество без классов...
https://sg-karamurza.livejournal.com/277917.html
12.11.2017

Попалась старая записка, кстати к будущей теме

С.Г.Кара-Мурза: Я давно живу с ощущением, что в стране гражданская война. Но сказать это кому – отшатнется. Это понятие нам сузили литература и кино. Услышишь – и встает образ: тачанка с пулеметом, Чапаев, «поручик Голицын, налейте вина». Говоришь: дело хуже, воюют разум с безумием, и разум отступает. Махнут рукой – это ерунда, утрясется...
Я давно чувствовал, что гражданская война у нас идет не только между разумом и безумием (иррациональностью) – что-то есть еще, не такое грозное, но покрывающее все, как туман. И вот прочитал статью К.А. Свасьяна (был в Институте философии РАН, уехал в 1993 г.). Статья жестокая, с перегибами, но пару выдержек приведу – лучше меня выразил. Итак: «Можно допустить, что в мире социального есть нечто более страшное, чем болезнь: незнание болезни. Вопрос даже не в том, насколько сегодняшняя культура больна, а в том, что ее болезнь оттого и близка к тому, чтобы стать неизлечимой, что ее вообще не считают болезнью… Пробил час слабоумного. В России сегодня (радикальность сказанного верифицируется радикальностью свершаемого) в разгаре гражданская война, от исхода которой и зависит ее будущее. Разумеется, многим это покажется преувеличением и даже бредом. Но ведь найдутся же и такие, которые воспримут это как реальность. Тогда их единственным отвечающим ситуации решением было бы объявление – для себя – чрезвычайного положения… Чрезвычайное положение – тотальная мобилизация всех, не тронутых еще вирусом распада и разложения сил восприятия. Наверное, это – последнее, что еще осталось. Полагаться на закон и адекватные реакции власти в обществе, напичканном анальгетиками либерализма и страдающем шизотипическими расстройствами, всё равно что при переходе улицы глядеть на светофор, а не на пьяных лихачей, устроивших гонки». Что значит чрезвычайное положение для себя, мы теперь должны сами думать, какие мы ни есть слабоумные. Туман умных и безумных не разбирает.
https://sg-karamurza.livejournal.com/277507.html
09.11.2017

Революционный процесс в России как война цивилизаций

С.Г.Кара-Мурза. Короткие тезисы на конференции в МГУ.
1. Мы привыкли видеть революцию как борьбу классов, групп политиков и власти. Но в глубине революции главное – взрыв понятий, идей, образов и пророчеств, любви и жестокости. Это новый образ мира и человека, новое пространство и время, мессианские миражи. И этот хаос надо ввести в порядок и жизнеустройство народов. Ради примирения и победы над нигилизмом, мы молча заключили договор забвения. На этом поднялись, задавили фашизм и быстро росли. Но, пожертвовав знанием, не справились с усложнением нашего общества и перестали понимать реальность. Большие системы в застое деградируют – это и произошло с СССР. Причем наверх поднялись не диссиденты-романтики и не «белые», а класс паразитов – третья сила. После 1917 г. каждая декада была нагружена сложными проблемами и изменениями с тяжелыми связями. Так, это столетние можно считать процессом русской революции. Сейчас мы должны отодвинуть забвения и предания, беспристрастно изучить генезис и методологическую парадигму революции, последствия и накопления ошибки и провалы советского проекта и практики. Если мы хотим выжить как народ и как культура, надо знать и понимать эту революцию, иначе на актуальном периоде мы понесем катастрофический ущерб.
2. Образ кризисной России должен быть составлен как целостность, а не только дисциплинарные модели (экономика, общество, культура и пр.). Интегральной моделью может быть цивилизация. Эта большая система может быть визуализирована, поскольку все фундаментальные противоречия и конфликты были увязаны с вариантами образа будущего России в момент сдвига мироустройства. Экспансия западного капитализма, империализм и периферийный капитализм сдвинули Россию в новый цивилизационный кризис и сделал модернизацию императивом для государства и сложной нации. Становление альтернативных проектов будущего с несовместимыми целями ценностями и векторами раскололо элиты – и провластные, и революционные. Было 5-6 проектов, все их перепробовала Россия. Каждый проект отражался в другом, каждая неудача обогащала знанием других. В то же время началась консолидация массы. Совершенно новое явление – крестьянство на арене революции. Это был цивилизационный сдвиг мирового значения – матрица для всемирной крестьянской и национальной революции. Успешным был советский проект, этот выбор вынашивали все, в том числе оппоненты и противники. В этом рывке было сделано много открытий мирового значения. Надо реконструировать все проекты, сделать их наглядные карты, но пока что ведутся бесполезные споры типа ТВ-шоу.
3. Важный фактор: в начале ХХ в., во время кризиса физики и изменения научной картины мира, возникла новая парадигма, «постклассическая». В науке стали различать два взгляда на природу: науку бытия – видение мира как стабильных процессов, и науку становления – нестабильность, переходы порядок-хаос, кризисы старого и зарождение нового. Так Россия стала ареной цепного процесса когнитивных конфликтов. Монархическая власть и элита привилегированных сословий, включая значительную часть интеллигенции, были не готовы к такому резкому мировоззренческому сдвигу. Социальные, культурные системы стали быстро изменяться, между сословиями и группами возникло взаимное непонимание по важным вопросам. Привычная парадигма знания об обществе и государстве отказала. Произошла революция в сознании, а значит, и в познании. Новизна проектов Ленина сочеталась со здравым смыслом так, что это было понятным массе трудящихся, но с трудом понималось политизированной интеллигенцией (включая элиту большевиков). Конфликт парадигмы марксизма с «нелинейной» картиной Ленина вызвал раскол русских марксистов, что во многом определил судьбы русской революции. Картины мира меньшевиков и большевиков были несовместимы.
4. «Русские штудии» М. Вебера важны для понимания провала коалиции либералов и меньшевиков. Буржуазная революция в России была «уже запоздалой» – хлынул «крестьянский общинный коммунизм», усиленный синтезом с Просвещением (Ленин). Образ советского будущего ин стату насценди и чаяния крестьян и рабочих – новая система. Но мы с нашим позитивизмом не освоили неявное знание большевиков. Это пробел. Нужен проект «археологии знания», изучить связки двух революций и двух несовместимых проектов. Гражданская война между социалистами – отягощение ситуации. Значение конфликта линейной методологии Маркса с нелинейной методологией Ленина мы не поняли и не оценили. Разбор их структур для нас актуален.
5. Крах СССР: смена поколений и антропологии, подавление неявного знания стариков, попытка вновь использовать парадигму Февральской революции. Погружение в невежество.
Обсуждение тезисов:
https://sg-karamurza.livejournal.com/277181.html
25.10.2017

В магазины поступила книга: Кара-Мурза С.Г. "1917. Две революции - два проекта

Текст на обложке: Возможен ли хрестоматийно ясный взгляд на причины, движущие силы и саму суть революций 1917 года в современной России? Отношение общества, претерпевшего культурную травму в процессе краха СССР, к тем историческим событиям, считает автор, перегружено эмоциями и драматическими образами прошлого. С.Г.Кара-Мурза предлагает перевести важное обсуждение двух больших стратегических проектов - Февральской и Октябрьской революций - в плоскость рациональных понятий. "Общий язык понятий, логика и мера на время утихомирят страсти и позволят людям связать 1917 год с 2017 годом, а главное, взглянуть в будущее, - считает автор и подытоживает: - Это - наша национальная задача".
Во всех магазинах сети "Дом книги" книга продается, о чем объявлено на сайте mdk-arbat.ru
https://sg-karamurza.livejournal.com/276745.html
Книгу (бумажный вариант) можно купить и через Интернет:
http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=945864
О том, как купить электронный вариант книги смотри на этом сайте ниже.
12.10.2017

Субъективные рассуждения. Цикл текстов в ЖЖ

С.Г.Кара-Мурза: Я долго не писал в ЖЖ. Работал над небольшой книгой (вроде о революции, оказалось, о другом). Надо было понять, что это другое. Все это меня чуть-чуть преобразило. Возникли новые проблемы – они маячили давно, но мы еле успевали понять предпосылки, а теперь оскал будущего отогнал дым суеты. Нет никакого желания кого-то убеждать или кому-то доказывать. Буду писать, чтобы упорядочить хаос мозаики понятий и образов. Может быть, кому-то тоже в чем-то поможет... Содержание этой книжки правильно было бы назвать «Парадигма Ленина». Но, наверно, выйдет с нормальным названием, чтобы студентов не отогнать...
Казалось, юбилей революции – формальное мероприятие. Но когда мы вникли, оказалось, под золой и руин разгорается пламя. Понять его категорически необходимо. Размышления и обсуждения в России сконцентрированы на процессах в нашем обществе и государстве. Но все сильнее ощущение, что наша нынешняя драма связана с русской революцией, которая не закончена... Подойдя к этой теме, я лично, был поражен тем, как мало мы знаем о главном в революции. Схема эпизодов и результатов упустила важные срезы этой системы – типы знаний и мышления главных общностей, которые произвели революции...
...советский строй не устоял против разрушительного воздействия союза внутренних и внешних антисоветских сил, который и сложился в 70-80-е годы. Скорее всего, без этого обе группы сил порознь справиться с советской системой не смогли бы. Но для нас факторы внешней среды были данностью, устранить которую было невозможно – холодную войну отменить было нельзя. Для нас надо обдумать те переменные, на которые общество и государство были обязаны влиять. Но не влияли – не умели и не видели.
Почему советская интеллигенция и масса образованных граждан постепенно утратили навыки рефлексии о прошлом и предвидении рисков впереди? Работая над этой книжкой, я читал много текстов Ленина, в том числе, непосредственно не связанных с темой книги, и пришел к выводу, что в 1950-1960-х гг. сошли с общественной сцены поколения, натренированные анализировать реальность и предвидеть угрозы. Тренером в этом деле для советского общества был Ленин. Много его соратников хорошо усвоили важные приемы мышления и воображения, они передавали эти навыки и сотрудникам, и всем гражданам, но другого такого тренера больше не нашлось. А писать учебники и методологические трактаты Ленину время не дало...
... из науковедения (в психологии научного творчества), и из опыта в научной лаборатории известно, что среди ученых есть сотрудники, обладающие способностью быстро перебирать в уме образы возникшей проблемы и факторы, которые на нее воздействуют. И такой сотрудник думает-думает – и натыкается на образ такой конфигурации, которая, вот она! Она может разрешить проблему, хотя иногда всем кажется абсурдом (примерно так Плеханов реагировал на Апрельские тезисы). Иногда, если есть время, кто-то, исходя из этой идеи, разрабатывает теорию...
В философии науки в 1960-1970-х гг. было много внимания к этой миссии в процессе творчества. В науковедении США называли генералистами научных работников и конструкторов, обладавших такой способностью. Это те, которые в воображении «видят» образы больших систем и отдельных систем, которые могут сблизиться и под каким-то воздействием соединиться, создавая совершенно новую систему. А дальше они должны наладить коммуникации с коллегами из других дисциплин и областей науки, понять их и объяснить им свои проблемы...
Сейчас нам не нужен культ Ленина. На нас давит огромный слой проблем, и мы не сможем их разрешить, если не вглядимся трезво и беспристрастно в структуру этого слоя и не начнем восстанавливать связи нашего дезинтегрированного общества. Нам предстоит произвести сложный синтез ценностей и отношений, диалогов и компромиссов. Для этой работы сегодня требуется усвоить уроки методологии и «неявного знания», которые давал Ленин. Эти уроки осваивали массы трудящихся, и экзаменом была Великая Отечественная война. Новый цикл такого ликбеза сейчас для нас очень актуален...
https://sg-karamurza.livejournal.com/275131.html 1
https://sg-karamurza.livejournal.com/275388.html 2
https://sg-karamurza.livejournal.com/275585.html 3
https://sg-karamurza.livejournal.com/275842.html 4
https://sg-karamurza.livejournal.com/276031.html 5
https://sg-karamurza.livejournal.com/276441.html 6
https://sg-karamurza.livejournal.com/276679.html 7 (последняя часть)
05-10.10.2017
В августе-сентябре 2017 г. новых тем в ЖЖ С.Г.Кара-Мурзы не создавалось.

В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы






                                   НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ




Материалы С.Г.КАРА-МУРЗЫ В ЖЖ


Поступления прошлых лет

10.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 2
01.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 1
10.11.2011 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Проблемы интенсификации науки (1989 г.)
07.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Демонтаж народа
04.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Маркс против русской революции
01.03.2006 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин. Экспорт революции
08.01.2006 - Добавлен Манифест партии цивилизационного типа
28.12.2005 - В "Библиотеке" Л.А.Асланов "Культура и власть"
25.12.2005 - В "Библиотеке" М. Сахлинс "Горечь сладости или нативная антропология Запада."
20.12.2005 - В "Книги" сборник "Неполадки в русском доме -2"
13.12.2005 - В "Библиотеке" М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Информация
Отсутствующие на сайте книги и статьи С.Кара-Мурзы можно поискать в интернет-библиотеках, например тут.


Сергей Кара-Мурза



Сторонники С.Г. Кара-Мурзы более 5 лет выпускают газету "Точка.ру" Окажите поддержку редакции газеты !
Перечислить деньги можно через отделение любого банка, скачав квитанцию тут
Или на карту сбербанка
676196000029631331
Или через кошелёк вебмани:
R234843265982 - рублевый кошелек
Z209223718633 - долларовый кошелек
Через сервис Яндекс-Деньги
41001740800035
Реквизиты для юридических лиц:
ООО "Точка Ру" ИНН/КПП 4345147509/434501001, р/с 40702810100130009232 в ОАО КБ «Хлынов» г. Киров к/с 30101810100000000711 БИК 043304711ОКПО 93248626
Назначение платежа нужно указать «безвозмездная финансовая помощь»
Рассылки@Mail.ru
Кризис России - аналитика, новости, интервью