English | Espanol | Deutsch | Francais | E-mail                


Столыпин  Революция  Ленин  Советы  Цивилизация  Армия   Экономика   ВТО

Жить семьей или рынком?

Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он одинаково полезен практикам, учащимся и всем кто любит Россию и хочет ее знать.

НОВОСТИ

Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете




2016

Разбуженные воспоминания, касающиеся наших дел

Как раз при мне (1966 г.) впервые из кубинских университетов стали посылать сотрудников на рубку тростника. А что это за работа, горожане не знали. Когда они приехали в поле, взяли в руки мачете, познакомились с бытом крестьян, — это у многих вызвало потрясение. То есть, в газетах читали, а знать не знали. И произошла странная вещь. Довольно многие преподаватели уже готовились уехать — кто в Европу, кто в США. Не знаю почему, но многие из тех, кто собирался эмигрировать, поехали тогда рубить тростник, хотя принуждения не было. Порубили тростник — и что-то в них сломалось. Или восстановилось. И решили не ехать
На наших, в 60-70-е годы, физический труд такого эффекта, конечно, не производил. Даже наоборот. Говорили разное: что эта работа неэффективна (я, кандидат наук, тра-та-та...), что эта повинность — отрыжка тоталитаризма, что эта бесплатная рабская сила развращает крестьян и т.д.
Но сейчас у меня сошлись два явления: как повлияла на интеллигентов Кубы работа (6 недель) рядом с крестьянами, – и как за 25 лет повлияла на многих молодых интеллигентов постсоветской России ликвидация практики посылать их на пару недель поработать в колхозе или совхозе. Большинство наших горожан как будто перенеслись во времена дореволюционной Кубы – они теперь «не знают, как живет бедная половина населения». И это, на мой взгляд, – одна из главных угроз всей стране и каждому. Социолог Н.Е. Тихонова в 2014 г. высказала такие фундаментальные суждения: «Почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения.
Ситуация с бедностью в России является следствием тех структурных и институциональных ограничений, которые существовали для низкоресурсных групп населения в последние десятилетия и к которым буквально в последние годы добавились культурные ограничения, связанные с начавшимся процессом стигматизации и дискриминации бедных.
http://sg-karamurza.livejournal.com/243947.html
01.12.2016

Разбудили воспоминания о Кубе

Я там группе студентов-химиков в Сантьяго-де-Куба один метод показывал, очень толковые ребята. Потом уехал в Гавану работать, а за это время такая история произошла. Эти ребята стали требовать, чтобы Кастро и его соратники ушли от власти, передали ее более молодым и образованным — очень, мол, много ошибок допускает правительство. Выступали на собраниях — все с цитатами Маркса и Ленина, говорили красиво, да и ребята были очень симпатичные, особенно одна девочка, их вождь. Вдруг приезжает Фидель Кастро, без охраны, без оружия, пешком подходит к химфаку. Спрашивает у секретаря, где тут такие-то. Секретарем на факультете симпатичный старик был — побежал, нашел. Пришли ребята, прямо около входа в коридоре стали разговаривать — за всех говорила та девочка. Народ собрался, стало тесно, пошли в спортзал. Девушка не стушевалась, все выложила, что они наработали, стоит на своем — то неправильно, то неправильно, пора вам уйти от власти.
Как шел спор, мне потом рассказали несколько очевидцев. Они симпатизировали этой девушке, она была любимицей факультета, но все признавали, что Кастро бесспорно одержал верх. Он поставил вопрос примерно так: вы утверждаете, что мы должны уступить власть вам или таким, как вы. В чем же, по большому счету, источник вашего превосходства? И тут, как ни странно, стало видно, что иного, чем у Кастро, принципиального выбора эти ребята не предлагают, и в то же время они не имеют видимых преимуществ ни в работоспособности, ни в честности — потому что по этим критериям претензий к соратникам Кастро ни у кого не было. К тому же Фидель объяснил девушке, что все ее доводы по конкретным вопросам известны, их обсуждали, но по такой-то и такой-то причине пришлось поступить иначе. Стало видно, что конкретные решения вовсе не так просты и очевидны, как казалось ребятам. На том собрании многие стали кричать, что надо бы всю эту группу из университета исключить — всех они баламутят. Кастро предложил: раз уж они так втянулись в проблемы хозяйства, давайте дадим им в управление хорошую государственную ферму в провинции Орьенте. Пусть сами из своей группы выдвинут директора, а остальные составят правление. Если будут дело заваливать, им помогут. Но главное, пусть разберутся, в чем разница между теорией и практикой. А через год здесь же, в университете расскажут о своем опыте. Так и сделали, только, по-моему, года они там не просидели. Я как раз через год снова там был, налаживаю в лаборатории прибор, и заходит один парень из той группы. Что, спрашиваю, уже опять в университете? Засмеялся. Я, между прочим, когда приехал на Кубу, сам был похож на этих ребят. Казалось, что многое надо делать по-другому. Но как только пришлось самому там решать проблемы, а не советы давать, действительность этот мусор из головы быстро мне выбила, как палкой пыль из ковра.
http://sg-karamurza.livejournal.com/243651.html
29.11.2016

Почему меня понесло в "Свободу"

Меня позвали на «Свободу» высказать впечатления о роли Кастро, который задал вектор революции. Я предупредил, что в полемике участвовать не буду. Предполагал, что будут лить помои, но дадут 5 минут сказать главное из того, что я видел. И отказаться в момент похорон как-то не мог. Вот что, примерно, хотел сказать:
Эта революция — удивительное и таящее в себе множество уроков явление второй половины века. Совершенная вопреки теориям и расчетам, она вызвала безудержный восторг евтушенок всего мира, а потом, по взмаху дирижерской палочки хозяина,— стала объектом их самой патологической злобы и клеветы. То предательство, которое совершила мировая культурная элита в конце 80-х годов в отношении Кубы, — веха общей смуты. Важная часть этой измены вызревала среди нас, на наших глазах и даже в нас самих. За 90-е гг. телевидение Москвы не сказало о Кубе ни одного теплого слова — лишь злорадство и ненависть. Это — чистый случай ненависти, не оправданной никакими разумными обстоятельствами и интересами. Ведь никакой осязаемой вины Кубе приписать не могут. Вопли про тоталитаризм Кастро — полная чушь. С пресловутыми правами человека дела на Кубе было несравненно лучше, чем во всех латиноамериканских «демократиях» и даже чем в самих США...
http://sg-karamurza.livejournal.com/243243.html
29.11.2016

К вопросу перемирия и размежевания

Сегодня была по ТВ "Радио Свободы" передача под названием "Грани Времени. Кубинский Сталин умер. Живо ли его дело?" Анонс: "О Фиделе Кастро, его жизни и судьбе - политолог Татьяна Ворожейкина, историк Сергей Кара-Мурза, журналист, правозащитник Александр Подрабинек".
Можно послушать в mp3 "Радио Свободы"
http://www.svoboda.org/a/28113987.html
Теперь выложили и видео:
http://www.svoboda.org/a/28144674.html
Обсуждение:
http://sg-karamurza.livejournal.com/243105.html
28.11.2016

Коротко о неудачах советского проекта

С.Г.Кара-Мурза. Какие критически важные задачи не решили советское общество и государство, которые следовали проекту русского коммунизма? Критическими будем считать задачи, неудача в решении которых привела к развитию кризиса советской системы вплоть до порога, за которым начался распад государства и общества. То есть, речь идет о кризисе, который завершился ликвидацией СССР и сменой политического и общественного строя. Эти нерешенные задачи наглядно вскрылись лишь в ходе кризиса и осмысления катастрофы 90-х годов. Все они остаются актуальными и для постсоветской России и должны стать предметом исследований и обсуждения в «новом обществоведении».
- Не удалось обеспечить необходимый и достаточный уровень самоосознания быстро развивающегося советского общества.
- Не удалось проводить регулярную модернизацию мировоззренческой матрицы советского общества в соответствии с изменениями картины мира и антропологией советского человека.
- Не удалось выработать дееспособную рациональную модель СССР как этнической системы в ее динамике, а на этой основе выработать собственную доктрину нациестроительства – сплочения советского народа в полиэтническую гражданскую нацию и развития системы общежития народов.
- Не удалось выработать собственную (а не копирующую Запад) доктрину и социальные механизмы расширения и развития системы потребностей советского человека.
- Не удалось разработать концепцию советской демократии как дееспособного развивающегося механизма.
- Руководству КПСС и элите советской гуманитарной интеллигенции не удалось объясниться с западными левыми и предотвратить их сдвиг к антисоветизму.
- Самое главное: советской системе не удалось наладить воспроизводство того культурно-исторического типа, который получил название человек советский (homo sovieticus).
http://sg-karamurza.livejournal.com/242304.html
11.11.2016

Замаячила драка на юбилее

С.Г.Кара-Мурза. Верховная власть решила сделать 2017 год юбилеем 100-летия «Великой русской революции». В мае 2015 г. историки и министры с энтузиазмом собирали совещания и круглые столы – примерно так же, как когда им поручили написать единый школьный учебник истории. Нынешняя инициатива чревата более крупными неприятностями. Ее цели гораздо туманнее, чем в случае с учебником, а взрывные устройства, которые придется ворошить, гораздо мощнее.
Поражает, что и ученые, и чиновники считают свою инициативу добрым делом и даже предполагают какой-то позитивный результат. Академик А.О. Чубарьян заявил: «Информационные войны ведут не профессионалы, не историки». Остолбенеешь! Он не знает профессора МГУ, МГИМО и РГГУ академика Ю.С. Пивоварова или профессора МГИМО А.Б. Зубова? Таких историков и пр. у нас легион.
В Администрации президента заявили, что смысловое наполнение годовщины революции в России — исключительно «прерогатива научного сообщества».
Как это? Как это? Как это? Начинают политическую программу всенародного (и даже международного) масштаба – но называют ее делом историков и даже говорят, что отвечает за это дело какое-то мифическое «научное сообщество». Никакого сообщества уже 30 лет как нет, есть только фикция, текучие клики и малые группы («школы»).
У кого реально «прерогатива смыслового наполнения годовщины революции», всем прекрасно известно. Об этом предупредил премьер-министр Д. Медведев в сентябре 2016 г., говоря о 100-летии Октябрьской революции: «Эта революция – очевидный пример того, как с утратой стабильности были по сути разрушены основы экономики и на долгие годы утрачены перспективы экономического роста».
И какой историк или экономист после этого начнет главе правительства рассказывать про «перспективы экономического роста» СССР и указывать на факты успехов экономической политики нынешнего правительства? Историки и экономисты не идиоты.
http://sg-karamurza.livejournal.com/242020.html
Вопрос к друзьям и оппонентам. Поскольку решение об этом юбилее необратимо принято, то надо бы постараться создать и укрепить хоть несколько зон перемирия. Отсюда вопрос к читателям этого ЖЖ, которые стоят на антисоветских или скептических позициях, или симпатизируют монархистам, либералам, эсерам с меньшевиками и националистами: можно ли договориться с интеллектуалами этих движений, чтобы они изложили в небольшом тексте (150-200 стр.), каков был в 1905-1920 гг. (революции) проект этих движений? По согласованной структуре, чтобы можно было понять и сравнить. Не воевать с соперниками, а в лучшем виде представить свое кредо, представление о той России и образе желанного будущего.
http://sg-karamurza.livejournal.com/242728.html
07.11.2016-22.11.2016

Революция и советский проект экономики

Сергей Кара-Мурза. Тезисы доклада 3 ноября в Институте экономики РАН. Особые моменты становления Проекта:
– Невероятный объем проведенной теоретической и практической работы по конструированию и созданию социальных форм, процедур и институтов.
– Высокая динамичность новаторской мысли, быстрота принятия решений и проведения их в жизнь, быстрые обратные связи с практикой. При высокой неопределенности большое значение придавалось своевременности действия.
– Системное видение задач государственного строительства, различение фундаментальных и временных (а также чрезвычайных) структур, сочетание волевых решений с самоорганизацией, использование неформальных структур власти и авторитета. Неявное крестьянское знание о нестабильности нейтрализовало механистический детерминизм истмата.
– В мышлении аналитиков и практиков были хорошие методы меры, выявления порогов, кооперативных эффектов и ограничений. Главные, массивные процессы и явления, взвешивались верными гирями. Ошибки изучались и быстро исправлялись без доктринерства. Был верно оценен и использован потенциал доиндустриального (и постиндустриального) мироощущения – в науке, труде, организации и войне.
– Уже на первом этапе Проекта была выполнена едва ли не главная задача – целеполагание. Оно позволило провести сборку государства и общества на основе понятной цели и объединяющего образа будущего
– Итоги:
– Национализация, индустриализация и культурная революция пересобрали распавшуюся империю в СССР, а отпавшие народы собрали – в советскую нацию, предотвратили втягивание России в периферийный капитализм с архаизацией большинства.
– Проект не допустил разрыва непрерывности культурного развития России (в целом). В условиях катастрофы революции это было великим, почти невероятным достижением. Проект преодолел почти на целый век цивилизационную раздвоенность России, соединил «западников и славянофилов». Этим синтезом он на целый век нейтрализовал западную русофобию и ослабил накал изнуряющего противостояния с Западом.
– Он сохранил и продолжил развитие российской государственности с опорой на всех массивных социальных групп России и сумел устранить из своей доктрины представление марксизма и либерализма о государстве как «паразитическом наросте на теле гражданского общества».
– По Проекту построили большие технико-социальные системы России, которые позволили ей вырваться из исторической ловушки периферийного капитализма, стать индустриальной и научной державой и в исторически короткий срок подтянуть тип быта всего населения к современному уровню развитых стран.
Но ряд критически важных задач советское общество и государство, следуя Проекту, не решили. Поэтому СССР потерпел крах. Сейчас мы в основном понимаем, почему, а значит, вырвемся из тупика.
http://sg-karamurza.livejournal.com/241917.html
05.11.2016

4 ноября. Почему надо ценить этот праздник

С.Г.Кара-Мурза: Основанием для введения праздника 4 ноября была ликвидация 7 ноября. Это - гиря из наследия Ельцина, акт из программы профанации праздников СССР, топор раскола народа. Все это знают, ну что же… Куда круче: 12 июня - День России или День принятия Декларации о суверенитете России, еще его называют «Днём независимости России». Вот и удержи Украину или собери Евразийский союз!
Распад общества по социальным линиям скрывает травму погрома пантеона символов. Элита это не чует - признак краха культуры. Не по Сеньке шапка. Анестезия страхом и шопингом, массовая амнезия позволили нашим рыхлым общностям терпеть друг друга - только б не было войны. Но на такой почве не быть единству. Что же… 1612 г. вырвались из Смуты, т.к. разогнали Семибоярщину. А у нас-то она пока правит - ну и праздник! Курьез. Спасибо, хоть Смуту слегка подморозили. Вот и голосуют за ЕР и дорожат 4 ноября - не спасение, но запас живучести. Это дорогого стоит.
Поэтому надо ценить этот праздник. Хотя пресса сообщила: «Демократы не признают 4 ноября праздником».
http://www.lgz.ru/article/-43-6573-2-1%E2%80%8B1-2016/put-k-edinstvu/
02.11.2016

С.Г.Кара-Мурза: После очередного этапа – проблема

Это всегда так. Я выложил 3 связанных текста: «Состояние обществоведения», «Наследие харизмы» и «Проблемы молодежной политики» (названия условны). Можно было бы их отшлифовать получше, но ресурс времени недостаточен.
Эти тексты получили критические мнения с разных сторон. Главный смысл, выраженный прямо (даже возмущенно) или косвенно, стоит обсудить. Критика и возмущение этого типа сопровождала все мои тексты с 1988 г., когда я этим стал заниматься. После каждой серии (поколении) текстов я обдумывал эти реплики, но не вдавался в объяснения – читателей было достаточно, и они оправдывали усилия. Сейчас, с обновлением поколений читателей, аудитория сократилась.
Молодые не читают, потому что не знают предысторию нынешних текстов – эту предысторию надо переписывать на новом языке и с новыми доводами. Старые читатели (не все, но многие) не находят мотивов, которые грели душу в текстах 1990-2005 гг. Есть потребность читать о времени нашей молодости (советской) и о предательствах (или ошибках) реформаторов, а также о доверчивости жителей потерянного рая. У меня в последних текстах этих мотивов нет или они приглушены.
Почему это? Я объясню. Все тем прошлых текстов заслуживают продолжения – с новыми фактами, сюжетами, версиями. И запас эмоций не иссякает. Но чувствуется, что назрели новые задачи. Наверняка появится хороший писатель, который напишет сагу о катастрофе СССР, и материалов для него уже достаточно. Но новые поколения молодежи нынешней России находятся в состоянии совсем ином, чем молодые читатели СССР. Те читали Шолохова или А. Толстого в стране, где устоялся строй и порядок. Нынешние – в «обществе риска» и на грани хаоса. Им нужны тексты, которые предлагали бы подходы к пониманию актуальной реальности, с представлениями, основанными на опыте и доступном знании.
Это знание еще не закристаллизовалось, надо добавлять фактологии и понятий и т.д. Но опять же, приходится начинать с «недоношенными» текстами. Читатели недовольны. Но я считаю, что есть контингент тех, кому подобные тексты будут полезны. Многие считают, что эти тексты не дают никаких решений злободневных проблем. Это так, но большинству еще нужно освоить навыки структурировать и анализировать эти проблемы. И пособием для этого служат такие тексты, которые многим кажутся описаниями, которые всем уже известны.
Я как автор скажу, что это ошибочное мнение. Я, составляя эти тексты, как раз многие процессы увидел в новом свете, хотя речь идет об известных фактах. Перед нами картина, гораздо более сложная и многослойная, чем казалось 10 лет назад.
http://sg-karamurza.livejournal.com/240766.html
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/379641.htm
01.11.2016

С.Г.Кара-Мурза. В догонку к записке о молодежной политике

Записка о проблемах молодежной политики, похоже, была воспринята как подборка всем известных фактов. Во основном так и есть, хотя периодически это надо повторять. Но есть и новые состояния, которые пока остаются в тени:
1. В 1980-е годы появилось новое понятие – прекариат. Пролетариат сжался, рождается новый класс, не привязанный производственными отношениями ни с предприятиями капитала, ни с учреждениями государства.
2. Второй фундаментальный сдвиг в российском обществе, чреватый угрозами: Почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения.
3. Система среднего образования принципиально неадекватна социальной и культурной сферам... Школа, да и вуз заставляют их (учеников) быть возмущенными фарисеями, которым некуда податься.
http://sg-karamurza.livejournal.com/240628.html
19.10.2016

С.Г.Кара-Мурза. Выкладываю разделы записки о молодежной политике, которую мне поручили.

Судя по литературе и практике, подспудные и обыденные массивные процессы в молодежи оставлены в тени. Они учтены в молодежной политике как постоянная инертная часть, которой занимаются другие службы. Из-за этого образ (модель) объекта политики, – молодежь в конкретной актуальной реальности России – не высвечивает тех структур, в которых вызревают самые проблемные риски и угрозы...
Различие поколений наши ученые и политики недооценивают. На деле поколения, которые формируются в ходе изменений главных институтов и картины мира, – почти разные народы. Полезно сравнить молодежь Украины «Майдана-2004» и «Майдана-2014» – это принципиально разные молодежные общности. В 1990-е российское общество раскололось на «благополучных» и «бедных», эти общности расходятся и соединяются в разные «два народа». Их молодежь – разные культурные типы. Еще линии разрыва: регионы, типы поселений и «мобилизованная этничность». Отдельного изучения требуют диаспоры и общности трудовых мигрантов. В ходе распада больших общностей возник мультикультурализм молодежи: атомизированные молодые люди стали группироваться «по стилям»...
http://sg-karamurza.livejournal.com/237345.html - Введение
http://sg-karamurza.livejournal.com/237980.html - Молодежь в кризисном обществе
http://sg-karamurza.livejournal.com/238268.html - Фон демографии
http://sg-karamurza.livejournal.com/238702.html - Данные о заболеваемости
http://sg-karamurza.livejournal.com/239102.html - Культурный кризис
http://sg-karamurza.livejournal.com/239609.html - Воздействие реформы на молодежь
http://sg-karamurza.livejournal.com/239621.html - Бедность молодых
http://sg-karamurza.livejournal.com/239995.html - Крайние формы аномии молодежи
http://sg-karamurza.livejournal.com/240254.html - Кризис как генератор «необычных» общностей
http://sg-karamurza.livejournal.com/237720.html - Литература
08.10.2016

Вышла новая важная книга

Кара-Мурза С.Г. Российское обществоведение: становление, методология, кризис – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016 – 480 с.
Можно купить или скачать в pdf. Ссылка для скачивания :
http://files.mail.ru/8E7DC5C4C2EE41F4AB77FCD2E9D72DCB
Файлы будут храниться до 28.10.2016
Издательство: ТД «Алгоритм» +7 (495) 617-0825, 617-0952 Сайт: http://algoritm-izdat.ru Электронная почта: algoritm-kniga@mail.ru
Книгу можно также скачать на сайте
https://algoritm-kniga.ru/rossijskoe-obschestvovedenie-stanovlenie-metodologija-krizis.html
Просьба разместить ссылку на нее, на ваших доступных ресурсах, спасибо!
Обсуждение:
http://sg-karamurza.livejournal.com/237270.html
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/378244.htm
01.10.2016

Книга о методологии Ленина

С.Г.Кара-Мурза: Вышла книга "Дорога в СССР. Как «западная» революция стала русской". Предмет этой книжки - методология Ленина, которую приняла и партия большевиков. Выходит такая книга к юбилею революции, меня попросили дать замечания. По-моему, авторы не разобрались, и я сделал параллельную книгу. Ее оцифровал Михаил Тужилин, большое ему спасибо. Скачать книгу:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KARA-MURZA_Sergey_Georgievich/_Kara-Murza_S.G..html#074
Текст с сайта publ.lib.ru: Кара-Мурза С.Г. Дорога в СССР. Как «западная» революция стала русской. [Fb2-ZIP] [Rtf-ZIP] Автор: Сергей Георгиевич Кара-Мурза. (Москва: Издательство «Алгоритм», 2016. - Революция и мы). Предоставил формат Fb2, Rtf: Михаил Тужилин, 2016. Обсуждение книги:
http://sg-karamurza.livejournal.com/237006.html
20.09.2016

С.Г.Кара-Мурза. Еще добавка (к материалу "Проблемы оппозиции")

Учитывая реплики, я добавил в предисловие небольшое отступление – об этапах, которые привели к этой теме. Хотя, думаю, недовольство усилится.
Уже 30 лет как стало почти очевидно, что сложившееся в послевоенный период обществоведение все больше и больше отставало от темпа изменений в обществе и государстве. В результате не были изучены, а часто и не распознаны, массивные общественные процессы, чреватые рисками множественных мировоззренческих, культурных и социальных кризисов, которые и слились в системный кризис, приведший к краху СССР и глобальной катастрофе. Книга на эту тему в издательстве.
Можно сказать, что этап изучения и размышлений между 2005 и 2015 гг. подвел нас, похоже, к наиболее туманной и деликатной теме: взаимодействие разума и психики в политической сфере. У всех нас накопился большой и драматический опыт проявления закона борьбы и единства этих противоположностей. Достоевскому это и не снилось.
http://sg-karamurza.livejournal.com/235594.html
19.09.2016

С.Г.Кара-Мурза. Проблемы оппозиции. Заканчиваю. Но приходится добавлять

Оказалось, что многие считают неважным переход от механической к органической солидарности, даже и не думали об этом. Более того, считают, что в послевоенное время не происходила фрагментация общества на группы - этого не замечали. Я этого не учел (и не ожидал). Поэтому я в 10 разделе добавил пояснения.
...После 1950-х гг. стало отходить в прошлое единомыслие, и возникло много малых групп с разными инакомыслиями (большинство политикой пока не увлекалось). Однако, после восстановительного послевоенного периода консолидировались активные группы общностей, существенная часть которых имела основания для антисоветских настроений.
http://sg-karamurza.livejournal.com/235417.html
http://sg-karamurza.livejournal.com/235176.html
11.09.2016

С.Г.Кара-Мурза. Проблемы оппозиции. Небольшая добавка к заключению

На мой взгляд, за последние тридцать лет протестная практика обнаруживает важный изъян, который надо устранить в методологии оппозиции: протестный дискурс игнорирует принцип, которые разрабатывали многие философы и социологи. Вебер сформулировал так: «Изменения в обществе мотивируются не экономическими интересами, а ценностями».
...Ведь политическая борьба – не торг из-за выгод или убытков, речь идет судьбе страны и поколений... И в приведенном примере с реформой школы, и в отношении реформ здравоохранения или ЖКХ протесты населения должны раскрыть несправедливость высшего порядка, трансцендентного.
...оппозиция тоже должна была бы представить обществу не только образ будущего, но и образы зол, которые наступают на Россию и ее народ и блокируют движение к благой жизни.
http://sg-karamurza.livejournal.com/234777.html
02.09.2016

В субботу, 10 сентября встреча с С.Г. Кара-Мурзой и др. авторами "Алгоритма"

На Московской книжной выставке-ярмарке 2016 г. в павильоне №75 ВДНХ в субботу, 10 сентября, в зале № 101 с 16-00 до 19-00 издательство “Алгоритм” проведет 2 интересных мероприятия!
Первое: “1917 год. 100 лет со дня Великой геополитической победы”;
второе: “1991 год. 25 лет со дня Великой геополитической катастрофы”.
Вас ждут встречи с топовыми авторами исторической и общественно-политической тематики, среди которых: С.Г. Кара-Мурза и др.
https://algoritm-izdat.ru/2016/08/30/moskovskaya-knizhnaya-vyistavka-yarmarka-2016/
02.09.2016

С.Г.Кара-Мурза. Проблемы оппозиции (11) Заключение

...оппозиция, способная вести теоретическую борьбу, еще не сложилась, представить ее как коллективный субъект я не могу
СССР пассивно оставило без защиты большинство населения СССР. Если это не сказать, люди, чувствующие, что они совершили ошибку, не будут и пытаться скорректировать сложившуюся ситуацию. Очень тяжело брать на себя ответственность за прошлое, как вину, а не ошибку. Это блокирует рефлексию, а значит и разговора не будет.
Но это действительно не вина наших людей, это наша национальная беда. Мы все были не на высоте – уповали на солидарность и не поняли, как изменялось общество. Можно сказать, мы уповали на харизму, которая уже не «работала».
...реальность кардинально отличается от советской политическими, экономическими, социальными и культурными условиями – мы другое общество, другая территория и другой народ. Значит, надо искать возможные варианты использовать структуры наследия прошлого, творчески их приспособив к тому, что есть. Это и будет изменение мира. Ведь, как сказано, «будущее – это проект, который может строиться исключительно за счет уже существующих символических ресурсов». Нужно разглядеть потенциал этих ресурсов и совершить инновацию, чтобы этот потенциал материализовался.
Харизма СССР – наше достояние и наше сокровище. Но вовсе не просто активизировать и запустить этот ресурс в работу на благо подавляющего большинства, стране и братских народов. Подходы к этому наследию надо изучать, и это время пришло. В мировой науке и культуре, и в опыте и творчестве самого советского народа накоплен большой массив знания, надо его осваивать.
И снова повторим слова Гёте: «Заслужите приобретенное от предков, чтобы истинно владеть им».
http://sg-karamurza.livejournal.com/234640.html
01.09.2016

ВНИМАНИЕ! Читателям ФОРУМА сайта С.Г.Кара-Мурзы:

07.10.2015 произошла смена домена нашего форума с vif2ne.ru на vif2ne.org а c 13.10.2015 прекращена автоматическая переадрессация со старого адреса на новый.
Поэтому для входа на форум обновите букмарки. Ссылка должна выглядеть примерно так:
https://www.vif2ne.org/nvz/forum/2/0.htm
Примерно, потому что есть несколько вариантов дизайна форума, который выбирают для себя его участники. Например, https://vif2ne.org/nvz/forum/0/1.htm
13.10.2015

Сайт-дублер: кара-мурза.рф


Информируем, что сторонники С.Г.Кара-Мурзы создали и развивают сайт http://кара-мурза.рф
Это сайт-дублер сайта kara-murza.ru Сейчас он находится в процессе реконструкции. На нем есть файлы с сайта kara-murza.ru и дополнительно размещены книги С.Г.Кара-Мурзы и видео-файлы с его лекциями и интервью.

Сайт-дублер полезен еще и потому, что по независящим от нас обстоятельствам 25 июля 2013 года изменился хостинг сайта kara-murza.ru. Пока проблем не было.
Если возникнут технические сбои на сайте kara-murza.ru, просим написать нам (См. стр. Написать письмо С.Г.Кара-Мурзе)

Писать С.Г.Кара-Мурзе можно также с сайта кара-мурза.рф. Там для этого организована форма для обратной связи:
Контакты

В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы началось обсуждение проекта


http://sg-karamurza.livejournal.com/

В раздел "проекта в ЖЖ" можно войти по ссылке: Перечень текстов проекта: http://kara-murza.ru/project/Oglavl.html
Желающие принять участие в проекте могут присылать свои тексты (если они слишком велики для ЖЖ) на адрес этого сайта. Адрес почты сайта см. тут: http://www.kara-murza.ru/mail.html
После предварительного отбора тексты участников также будут выложены на этом сайте в разделе "проекта в ЖЖ".
Обсуждаться тексты С.Г.Кара-Мурзы и других участников будут в Живом журнале:
http://sg-karamurza.livejournal.com/
Кроме того обсуждение текстов проекта идет на форуме С.Г.Кара-Мурзы в ветках, закрепленных вверху "дерева форума":
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/0.htm
Проект начался 5 декабря 2012 г. вот таким сообщением С.Г.Кара-Мурзы.

Сергей Кара-Мурза. А между тем время истекает


http://sg-karamurza.livejournal.com/139771.html
Появилось тревожное ощущение, что последняя когорта еще советских бюрократов свой ресурс вот-вот исчерпает. Почему-то по особо нахальным коррупционерам они вдруг решили треснуть дубиной, в качестве какого-то прощального жеста. При этом вся конструкция, видимо, затрещит – и как будто этого им и не жалко. В любом случае, трещины пойдут, и управляемость будет серьезно ослаблена. При этом никаких признаков намерения начать конструктивный диалог, чтобы собрать какой-то дееспособный резерв, не наблюдается. На мой взгляд, необходимо срочно начать несколько проектов по «сборке» общностей, способных стать элементами временной политической системы. Хоть подпорки поставить. Для этого нужны прагматические, рациональные и реалистичные разработки «национальной повестки дня» уже на ближайшие лет 5-7 (а не СССР-2). А потом – что-то вроде кратких доктрин по конкретным проблемам. Никто не не хочет начать – нет кочек, на которых удержаться. Но есть люди, которые могли бы договориться и поработать в качестве «оргбюро». Ведь паралич возник потому, что толковые люди ходят россыпью, а те, кто пристроился к кормушкам, вынуждены свои мозги перенастроить.
Может, все-таки попытаться пару-другую семинаров устроить с координацией?
Долго не продержатся, все такие пылкие. Но года два смогут поработать в сети и иногда в реале.

В последующих сообщениях С.Г.Кара-Мурза обсуждает смысла проекта: О содержании проекта в ЖЖ: http://kara-murza.ru/project/index.html




Поступления прошлых лет

10.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 2
01.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 1
10.11.2011 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Проблемы интенсификации науки (1989 г.)
07.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Демонтаж народа
04.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Маркс против русской революции
01.03.2006 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин. Экспорт революции
08.01.2006 - Добавлен Манифест партии цивилизационного типа
28.12.2005 - В "Библиотеке" Л.А.Асланов "Культура и власть"
25.12.2005 - В "Библиотеке" М. Сахлинс "Горечь сладости или нативная антропология Запада."
20.12.2005 - В "Книги" сборник "Неполадки в русском доме -2"
13.12.2005 - В "Библиотеке" М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Информация
Отсутствующие на сайте книги и статьи С.Кара-Мурзы можно поискать в интернет-библиотеках, например тут.


Сергей Кара-Мурза



Сторонники С.Г. Кара-Мурзы более 5 лет выпускают газету "Точка.ру" Окажите поддержку редакции газеты !
Перечислить деньги можно через отделение любого банка, скачав квитанцию тут
Или на карту сбербанка
676196000029631331
Или через кошелёк вебмани:
R234843265982 - рублевый кошелек
Z209223718633 - долларовый кошелек
Через сервис Яндекс-Деньги
41001740800035
Реквизиты для юридических лиц:
ООО "Точка Ру" ИНН/КПП 4345147509/434501001, р/с 40702810100130009232 в ОАО КБ «Хлынов» г. Киров к/с 30101810100000000711 БИК 043304711ОКПО 93248626
Назначение платежа нужно указать «безвозмездная финансовая помощь»
Рассылки@Mail.ru
Кризис России - аналитика, новости, интервью