English | Espanol | Deutsch | Francais | E-mail                


Столыпин  Революция  Ленин  Советы  Цивилизация  Армия   Экономика   ВТО

Жить семьей или рынком?

Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он одинаково полезен практикам, учащимся и всем кто любит Россию и хочет ее знать.

НОВОСТИ

Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете




2022

В сети "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество"

Появилась возможность скачать pdf-файл новой книги С.Г.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество" (небесплатно). 840 стр. 9 иллюстраций. Из серии: Книга-эпоха.
Дата выхода на ЛитРес: 03 ноября 2021. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
https://www.litres.ru/sergey-kara-murza/novoe-srednevekove-xxi-veka-ili-pogruzhenie-v-nevezhestv/
07.01.2022

С.Г.Кара-Мурза. Аналитика: наука, техника, реальность, идеология

Это статья из сборника "Лучшие аналитики России — наши современники" М.: Российский университет дружбы народов. Ассоциация «Аналитика», 2021, с. 163-200. Отдельные мысли из статьи:
Аналитика собирает и изучает системы и структуры, чтобы создать ядро знания и предвидения проблем или угроз. В параллели действует апокалиптика – особый тип познавательной деятельности (прогнозы, пророчество, неявное знание). Все эти структуры соединяются в синтезы (быстрые или долгосрочные).
Главная функция аналитиков – «понять настоящее с помощью прошлого» и «понять прошлое с помощью настоящего».
...Меньшевики и большевики мыслили и действовали в разных парадигмах. Разные парадигмы, значит, эти общности видят разные картины мира (включая человека, общество, государства и т.д.).
Аналитикам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла и советская идеология, превратившая Ленина в икону, и когда выдохся черный миф о Ленина. Тот социализм, что строили большевики и весь народ, был эффективен как проект людей, испытавших беду. Но тот проект уже не отвечал запросам общества благополучного — общества, уже пережившего и забывшего беду как тип бытия. Переход к новому этапу общественного развития происходил при остром дефиците знания о советской системе в новых условиях. Это особенно проявилось у молодежи.
Глубокие изменения в образе жизни, структуре общества и в культуре требовали перехода от механической солидарности к органической. Надо вдуматься в фундаментальный фактор, на который не обратило (и не обращает) внимания наше образование, а за ним и общество: советское общество в период сталинизма (до 1950-х годов) было скреплено механической солидарностью. Это значит, что подавляющее большинство граждан по своему образу жизни, культуре и мировоззрению были очень близки – население было в состоянии «надклассового единства трудящихся». Это общество было похоже на религиозное братство.
...Консервативные идеологи Европы после Реставрации и особенно после революции 1848 г. взяли на вооружение для объяснения революционных процессов модель-метафору эпидемии. Эта модель распространения инфекционных заболеваний была уже хорошо разработана в медицине и широко известна. Представление революции как «политического нездоровья» и «психической эпидемии» было эффективно использовано властями — по прямой аналогии с понятными противоэпидемическими мерами возникли механизмы цензуры и превентивного заключения («карантина») Полный текст статьи на сайте по адресу:
http://www.kara-murza.ru/books/analit.doc
01.12.2022

С.Г.Кара-Мурза. Символы – это очень серьезно

Мы не имеем права «утратить веру в будущее». Для этого надо восстановить цепь «прошлое – настоящее – будущее». Но эта цепь разорвана – большая часть погружена в прошлое, а настоящее считают выморочным временем, которое надо только пережить. Что же до будущего, надо возрождать СССР, конечно, немного модернизированный – «СССР-2». Таким образом, в нашем образе будущего сильна утопия – забрать из прошлого, из советского наследия, те прекрасные социальные формы, с которыми советский народ создал нашу державу, победил фашизм, вышел в космос и т. д.
Но это именно утопия, очень распространенная: кто-то надеется возродить «великую Россию», как сумел Столыпин, другие пошили себе офицерские мундиры Белой армии и ходят по Москве, а в южных краях бывшие чиновники и доценты стали казаками и размахивают нагайками.
...Но это не значит, что мы можем взять из советского прошлого какой-то эффективный символ с его смысловым наполнением того времени и обратимся к нашим гражданам сегодня, представляя этот взятый из истории символ как ориентир проекта будущего. Такое обращение граждане воспримут как демагогию.
https://vnnews.ru/simvoly-yeto-ochen-serezno/
16.12.2021

Сергей Кара-Мурза: «Социализм был эффективен как проект людей, испытавших беду»

Интервью С.Г.Кара-Мурзы В.Бересневу (Бизнес Online) 7 ноября 2021 г.
С.Г.Кара-Мурзы: Книга «Советская цивилизация» написана мною для того, чтобы передать потомкам знание об этом времени. Моей задачей было представить картину СССР — великой цивилизации и ее последующего распада. Все равно прошлая сила этой цивилизации вошла в ядро мировоззрения. Книгу читают, но она помогла лишь частично восстановить образ прошлой страны и представила некоторые системы и структуры СССР и других стран (основываясь на личном опыте). Восприняли ли это потомки? Для них все это происходило уже очень давно. Но донести до них исчезающие знания было необходимо. Ведь уже молодежь времен перестройки показала поразительное невежество в представлениях о революции и строительстве СССР. Это не вина молодежи, но такая степень невежества стала национальной угрозой. Наследие русского коммунизма сделалось историей, туманным преданием.
Моя новая книга о людях прошлого и настоящего, тех, кто не знает и не понимает образы, картины, их смыслы и возможные последствия. Эти люди ошибаются, тратят силы, ресурсы и надежды, а это и есть состояния невежества. Но всегда найдутся несколько людей, которые постепенно учатся понимать образы и смыслы и помогают в этом другим. Разумный человек сначала исследует картину мира, абстрагируясь от своей нравственной оценки объекта. Реальный объект изучается в контексте, позволяющем представить его с разных аспектов. Миссия науки — познать то, что есть, независимо от того, как должно быть, хотя объекты сначала показывают кусочки своих образов и ученые долго ищут явные образы и много ошибаются. Научные революции создают разрывы непрерывности и накопляют знание — и это отвергает саму возможность предвидеть главные черты новых систем. Так мы видим проблемы, но они уходят — и мы рады, иногда спорим. Все хорошо! Но почему же мы при кризисе или «перестройке» не создаем себе картину нашего мира и образов новых поколений, а кидаемся к старому истоку и устою? Ведь динамичные и нестабильные общности идут вперед — даже в сфере угроз и невежества.
https://www.business-gazeta.ru/article/528281
07.11.2021

Новая книга С.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество"

Вышла новая книга С.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество". М: Родина, 2021. - 512 с.
Аннотация издательства
О "новом средневековье" писал еще Николай Бердяев в двадцатые годы прошлого века, но в начале двадцать первого века это определение стало особенно актуальным. Его используют сейчас многие политологи, социологи, философы для обозначения современной эпохи.
Сергей Георгиевич Кара-Мурза, выдающийся российский ученый, социолог и политолог, впервые провел полный и всесторонний анализ "нового средневековья" в своем фундаментальном исследовании, материалы для которого он собирал в течение тридцати лет.
Здесь разбираются причины этого исторического явления, его характерные черты в политике, обществе, культуре, говорится о носителях и противниках новой средневековой идеологии.
В книге приводится огромное количество фактического материала, основанного на сотнях различных источников.
https://www.labirint.ru/books/824526/
14.10.2021

Сергей Кара-Мурза. Русофобия Запада, части российской интеллигенции и марксизм

Здесь мы обсудим часть русофобии – русофобию марксизма и ее влияние на российскую интеллигенцию, на революционный процесс и судьбу советского строя. Однако Маркс и Энгельс инициаторами вовсе не были – они восприняли русофобию как конструкцию в культуре в практически готовом виде. Западная русофобия имеет примерно тысячелетнюю историю и глубокие корни. Это большая и сложная идеологическая концепция, составная часть евроцентризма – лежащей в основе западного мировоззрения доктрины. Это Запад (не в географическом, а в культурном смысле).
В отношении западного капитализма в представлениях основоположников марксизма был нюанс, важный для незападных народов. Они не имели права противоречить капитализму (его политэкономии) и создавать свой общественный строй. Именно в России возникла резкая полемика по этой теме (сначала с Бакуниным, потом с народниками, а потом и с Лениным). В советское время и сейчас эта тема предана забвению. Сейчас, в нынешнем состоянии международной и внутренней политики, об этом надо вспомнить.
Стараясь доходчиво объяснить в ответе народнику Ткачеву (1875), почему крестьянская и общинная Россия обязана следовать по пути развития буржуазии с разделением народов по классовому признаку, Энгельс с иронией поясняет эту мысль таким образом: «У дикарей и полудикарей часто тоже нет никаких классовых различий, и через такое состояние прошел каждый народ. Восстанавливать его снова нам и в голову не может прийти».
В первых советских поколениях – и в интеллигенции, и в госаппарате, у военных и практиков главных типов деятельности вырабатывалась реальная советская политэкономия, но строительство этой большой системы происходило отдельно, вразрез с проектом создания политэкономии для СССР на основе марксизма. Считалось, что «Капитал» Маркса задал методологию и для капитализма, а затем и для социализма – как универсальную парадигму. Эта ошибка заложила корни драмы и в конце катастрофу картины мира СССР.
Если мы хотим выжить как народ и как культура, надо знать и понимать эту революцию. Ленин – ее продукт и творец, ее теоретик и конструктор, он ключ к знанию и пониманию. Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело, они следовали неявному знанию. Нам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла и советская идеология, превратившая Ленина в икону. Молодым нужно холодное и достоверное знание.
https://vnnews.ru/rusofobiya-zapada-chasti-rossiyskoy-in/
13.09.2021

С. Кара-Мурза: «Церковь и жандарм»

В 2000 г. я участвовал в семинаре Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), в который входит и Русская Православная Церковь (католики в него не входят). Тема семинара – «Этика гуманитарной интервенции». Я сопровождал о. Всеволода Чаплина из Патриархии. Он взял на себя выступления по богословской теме, а я – по культуре и политике. Этот семинар дал много пищи для размышлений.
...Я, беседуя со священниками из ряда стран, спрашивал, в чем они видят смысл этой акции. Все они отвечали одинаково: правящие круги Запада нуждаются в том, чтобы церкви одобрили право на «гуманитарную интервенцию», а духовенство объяснило это пастве.
...Пропасть между моими и их представлениями о человеке и обществе оказалась гораздо глубже, чем я предполагал из чтения литературы. Когда я говорил вещи, которые мне казались абсолютно очевидными, так что мы в России никогда их вслух и не высказываем, они глядели на меня с изумлением и напряженно старались понять. Похоже, они просто не верили своим ушам. Напротив, когда я слушал многие их рассуждения, мне они поначалу казались уловками хитрых политиканов – не могут же люди так думать!
https://vnnews.ru/s-kara-murza-cerkov-i-zhandarm/
25.08.2021

С.Кара-Мурза. «Запад и другие культуры»

Нам полезно рассмотреть несколько структур невежества у Запада и у других культур. Скажем о важном процессе невежества – взаимодействии (и часто столкновениях) разных культур: от племени и до цивилизаций. Во время становления системы колоний и империализма у Запада были интенсивные контакты с аборигенами – колониальная администрация, ученые, миссионеры и пр.
Понятие «современное невежество» очень широко, его можно разглядеть со многих точек. Конечно, мрак невежества не покрывает одновременно большинство населения и всех членов всех групп и общностей. Хотя в каждом человеке всегда скрываются мелкие куски невежества, но здесь мы говорим о беде, которая захватывает массу людей или особые важные группы, или даже властную персону. Надо учесть, что психические расстройства людей (особенно тех, которых зацепила культурная травма), их болезненные образы и суждения надо отделять от невежества, хотя в это время у многих страдают именно навыки здравого смысла.
https://vnnews.ru/s-kara-murza-zapad-i-drugie-kultury/
16.08.2021

С.Кара-Мурза. «Неявные угрозы»

До 1987 года уравнительное жизнеустройство стояло на советском хозяйстве – а с 1987 г. проявилась более четко новая система экономики, которая резко сократила доли трудовых доходов и положила начало быстрой дифференциации зарплаты работников. Так началось глубокое расслоение населения по доходам.
Все 20 лет реформы регулярно проводились социологические замеры, которые подтверждали устойчивость интуитивных уравнительных установок. Важные выводы были сделаны в докладе, прочитанном в ГУ «Высшая школа экономики» 6 апреля 2011 г. зав. кафедрой социально-экономических исследований Н. Н. Тихоновой. Она сказала: Данные исследований позволяют говорить об устойчивом тяготении граждан России к смешанной экономике с доминирующей ролью государства и государственной собственности. По их мнению, все стратегические отрасли экономики и отрасли социальной сферы, гарантирующие здоровье и благополучие нации, должны находиться под безусловным контролем государства… Тем не менее, восприятие государства как ключевого экономического агента с вытекающим отсюда запросом на усиление его роли в экономике и расширение сферы государственной собственности остается ключевым отличием россиян от населения стран западной культуры.
https://vnnews.ru/neyavnye-ugrozy-otryvok-iz-vospomin/
09.08.2021

С. Кара-Мурза: «Мы увидели сдвиг интеллигенции»

Сдвиг интеллигенции к идее перестройки народного хозяйства и перехода к частному предпринимательству происходил быстро и вопреки установкам основной массы населения.
Самый сложный и большой вопрос, который мы затронем здесь лишь частично, – объяснить, почему в 1970-1980-е годы большая часть советских граждан оказалась так восприимчива к идеям, которые были «упакованы» в знакомые лозунги социализма и справедливости, но по сути отвергали главные принципы советского жизнеустройства.
На мой взгляд, психологические защиты против таких идей утратили силу в результате мировоззренческого кризиса, вызванного сменой образа жизни большинства населения в ходе форсированной индустриализации и урбанизации. Этот кризис модернизации требовал преобразования идеократической системы легитимации советского строя, сложившейся в 1920-1940-е годы, которая апеллировала к традиционным общинным ценностям. По выражению М. Вебера, мировоззренческой основой русской революции был общинный крестьянский коммунизм, покрытый, как выразился Ортега-и-Гассет, «тонкой пленкой европейских идей» – марксизмом.
https://vnnews.ru/s-kara-murza-my-uvideli-sdvig-intelli/
Интернет СМИ "Ваши новости"
03.08.2021

С.Г.Кара-Мурза. Важные фрагменты воспоминаний

Как в глубине советского общества проходило становление человека.
https://vnnews.ru/iz-vospominaniy-s-kara-murzy-dazhe-udi/
https://vnnews.ru/iz-vospominaniy-s-kara-murzy-kakie-de/
https://vnnews.ru/posle-voyny-otryvok-iz-vospominani/
https://vnnews.ru/kak-v-glubine-sovetskogo-obshhestva-pro/
20.06.2021 - 20.08.2021
Интернет СМИ "Ваши новости"

Сергей Кара-Мурза. Прошлое – настоящее – будущее

С.Г.Кара-Мурза: Я хочу показать процессы от Февральской революции до краха СССР и в нынешнее время. Конечно, это песчинка в ураганах века, но думаю, что некоторым студентам и старикам полезно посмотреть. Эти картины известных процессов соединились с важными данными науки, воспоминаниями моих друзей и тем, что я видел, думал, понял, особенно, – куда мы идем?

https://vnnews.ru/proshloe-nastoyashhee-budushhee/
09.06.2021
Интернет СМИ "Ваши новости"

Телеграм-канал с материалами С.Г.Кара-Мурзы

С 16 марта 2021 заработал телеграм-канал: С. Г. КАРА-МУРЗА на каждый день: цитаты, мысли, идеи, новости
https://t.me/SG_KaraMurza
31.03.2021

Сергей Кара-Мурза. Распад СССР начался не в 1985-м, а на тридцать лет раньше

Глубокие изменения в образе жизни, структуре общества и в культуре требовали перехода от солидарности механической (общины) к органической солидарности (разделение труда индустрии).
На арену вышли люди со «сверхценными идеями мистического, иррационального содержания».
У нас были разные парадигмы: политэкономия капитализма Маркса в рамках науки бытия, а политэкономия Ленина – в науки становления. Так из реальности СССР, элита России попыталась перейти в мировой капитализм. И дальше распад.
https://lgz.ru/article/10-6775-10-03-2021/my-ne-zametili-glavnogo/
10.03.2021

Сергей Кара-Мурза о Дзержинском и советском сознании

Глубокие слои глобализация уже покрыли землю. А призрака Дзержинского мы уже не знаем. Это горько!"
https://vnnews.ru/blogs/90838-sergej-kara-murza-smert-stalina-stranoj-perezhivalas-tyazhelo.html
25.02.2021

«Политический бунт предполагает переворот в видении мира»

На странице сайта "Свободная пресса"
Сергей Кара-Мурза: «Политический бунт предполагает переворот в видении мира»
Историк и учёный о революции, расизме, невежестве и слепоте в большом интервью на «СП» и двух последующих публикациях:
https://svpressa.ru/post/article/286523/
https://svpressa.ru/post/article/289337/
https://svpressa.ru/post/article/287862/
07.01.2021

Вышла новая книга С.Г.Кара-Мурзы

В начале апреля вышла новая книга: С.Г.Кара-Мурза "Матрица. История русских воззрений на историю товарно-денежных отношений". Издательство "Родина", 2020.

Содержание

Короткое объяснение смысла книги 7

Введение 10

Раздел I 18
Гл. 1. Хозяйство и этнос 18
Гл. 2. Ограничение темы: «исправление имён» 28
Гл. 3. Становление политэкономии Адама Смита 31
3.1. Модель экономики у Адама Смита 31
3.2. Политэкономия и хрематистика 32
3.3. Антропологическая модель буржуазной политэкономии 34
3.4. Основа политэкономии: свободный рабочий и его частная собственность 35
3.5. Политэкономия Адама Смита и бедность 38
3.6. Природа и политэкономия 43
3.7. Отношения к человеку 44
3.8. Капитализм и личные духовные ценности 47
3.9. Образ предпринимателя у авторов политэкономии 49
Гл. 4. Политэкономия и империализм 50
Приложение. Парагвай: разгром первого социализма 57

Раздел II 62
Гл. 5. Представление народного хозяйства Российской империи 62
5.1. Промышленность 63
5.2. Сельское хозяйство 68
5.3. Состояние российской экономической науки перед 1917 г. 74
Гл. 6. Столкновение двух политэкономий между двух революций 84

Раздел III 95
Гл. 7. Политэкономия Маркса 95
Введение 95
7.1. Начала политэкономии Маркса 98
7.2. Категории труда и стоимость 106
7.3. Рабский труд и стоимость 110
7.4. Природные агенты и ресурсы 113
7.5. Товарный мир, товарный фетишизм и положение рабочих 118
7.6. Приложение к политэкономии: описание форм докапиталистического хозяйства 125
7.7. Диалектика отношения к капитализму в политэкономии Маркса 129

Раздел IV 142
Гл. 8. Становление политэкономии социализма в СССР 142
Гл. 9. Военный коммунизм: классическая чрезвычайная политэкономия 152
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа 160
10.1. Общее состояние главных проблем после Гражданской войны 160
10.2. Представление новой политэкономии после Гражданской войны: НЭП 161
10.3. Аргументы Ленина 162
10.4. Оппозиция в партии и альтернативы политэкономии 166
10.5. Разрыв «военный коммунизм – НЭП» 168
10.6. Противоречия двух советских политэкономий и представление о классах 171
10.7. Критические противоречия и конфликты НЭПа ослабевают 174
Гл. 11. А.В. Чаянов и дискуссия о политэкономии 179
Гл. 12. Дискуссия о политэкономии социализма среди советских марксистов 188
Гл. 13. Долгий спор о политэкономии 197
Гл. 14. Фрагменты латентной политэкономии СССР 212
Вступление 212
14.1. Предвоенная политэкономия СССР 213
14.2. Финансы 227
14.3. Коллективизация 232
Гл. 15. Становление политэкономии СССР и антропология 244
Гл. 16. Революции, насилия и жестокость 260
Гл. 17. Религиозность, антропология и политэкономия 267
17.1. Марксизм и религия 267
17.2. Маркс и религия как доктрина 268
17.3. Роль религии для «просто человека» 271
17.4. Религия, этнос и нациестроительство 274
Гл. 18. Религия и революции 278
Гл. 19. Наука и культура: функции религии 286
Гл. 20. Короткое отступление 293

Послесловие 299

Литература 312

Прочитать первые главы и купить электронный вариант книги можно на сайте:
https://www.litres.ru/sergey-kara-murza/matrica-istoriya-russkih-vozzreniy-na-istoriu-tovarno-de/
15.04.2020

Лекции по политологии

Кара-Мурза С.Г. с соавторами. Лекции по политологии. М.: Научный эксперт, 2014. 304 с.
(Оказалось, что электронный текст книги не выложен на наших сайтах, исправляем эту недоработку.)
Аннотация
Глубокие изменения, которые претерпел мир за последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на то, как устроена и как развивается современная политическая жизнь. Проблема фундаментальна: категории и понятия в трактовке учебников политологии прошлых лет больше не объясняют, что происходит с обществом, в котором мы живем. В российских условиях ситуация усугубляется состоянием общего кризиса отечественного обществоведения и отсутствием инструментария для анализа актуальных вопросов социально-политического развития. Предлагаемая читателю книга намечает подходы к решению данной проблемы. Лекции, прочитанные как введение в «кризисную» политологию, раскрывают смысл и значение основных понятий, которые являются ключевыми для понимания главных тенденций политической эволюции России и всего мира. Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей социальных и гуманитарных наук, а также для всех тех, кто думает о путях преодоления кризиса современного общества.
http://www.kara-murza.ru/books/lekcii/lekcii.htm
15.04.2020

Доступен сайт http://old.кара-мурза.рф/

Из-за неполадок временно недоступен сайт http://www.кара-мурза.рф/
Однако доступна часть этого сайта по адресу http://old.кара-мурза.рф/ или в ином написании http://old.xn----7sbab8aor3ad3a.xn--p1ai/
http://old.кара-мурза.рф/
15.01.2020

Я ошибся, что системы солидарности прозрачны

С.Г.Кара-Мурза: Почти все комментарии представляют общий крик: «Мое мнение верно!»
Так у нас спорят, как политики и борцы за истину – у каждого своя. Но теперь уже надо представить реальную картину – объективно, показать «то, что есть», а не «то, что надо». Я и мы (масса) жили как община, и не верили, что община может развалиться. И оказалость, что «мы не знаем наше общество». Так возникла холодная война общностей. Глупо разрушать остатки. Такие ситуации изучены. Вот, еврокоммунисты: «Что касается западных коммунистических партий, то трудно определить момент, когда произошел решающий поворот в их отношении к Советскому Союзу и той модели коммунизма, которую он представлял. Процесс изменения был постепенным, эволюционным, с многочисленными малыми поворотами в определенном направлении - в направлении удаления от советского проекта». Но ведь это было и у нас! Наши старые поколения (как я), так и думали, жить в системе механической солидарности. И везде, где произошла модернизация
Далее примеры из СССР 60-х и 30-х. И бурное обсуждение в комментариях читателей.
https://sg-karamurza.livejournal.com/314590.html
04.01.2020

Переход от механической солидарности к органической солидарности


С.Г.Кара-Мурза: В 1992 г. случайно я познакомился с человеком (в Испании), который много повидал на свете и всю жизнь прожил в отрыве от прессы и телевидения – был моряком, и тайно коммунистом. Мы разговорились (после лекции), быстро подружились. И как-то мне так сказал: «То, что произошло с СССР, — большое горе для очень многих во всем мире, даже для тех, кто вроде бы радуется краху коммунизма. И дело не в политике. Без опоры оказались и те, кто считал себя антикоммунистами. И не из классового сознания надеялись люди на СССР, не потому, что “пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. Все это давно не так, и на Западе рабочий — это тот же буржуй, только без денег. А надеялись потому, что у вас говорилось: “Человек человеку — брат”. А по этому тоскуют все, что бы они ни говорили на людях».
Я ему не стал говорить, что антисоветские идеологи во время перестройки стали твердить о том, что советская жизнь якобы строилась на идеях классовой борьбы, это было или следствием их лживости, или тупости. Советская жизнь строилась на солидарности всего человечества, но СССР погиб. Наверняка прилетит птица Феникс, а нам надо исследовать мир и людей.
Вот проблема: люди живут в капитализме, а ностальгия о братстве. И те, и другие не знали, как соединиться. Так и у нас – революция. Когда-то мы жили, почти все, как «человек человеку — брат». Но мы не успели, и не смогли понять реальность и создать адекватное знание. Тогда все ушло в войну и форсированную работу для жизнеустройства и обороны – и прошел разрыв поколений. Но и испанцы прошли такие «кавдинские ущелья» – и в гражданской войне, и в либерализации и конверсии экономики. Во время кризисов рвется пленка «Человек человеку — брат». Но части той пленки представляют по-разному у разных людей – у всех есть множество факторов, чтобы создать каждому ему собственную идентичность. Но для нас надо выделить важные структуры личностей (для нашей проблемы).
Можно построить грубую модель: в обществе доминируют несколько типов отношений к другим общностей. Всегда между ними существуют открытые или латентные конфликты, и вырастают картины борьбы – и кто из личностей начинает действовать. Представим и картины, А, Б и В:
– А: он верит, что «человек человеку брат». Те, кто не верят – невежды или врагинарода, разных категорий.
– Б: другой считает, что «человек человеку брат» – утопия остаток религии, что «хилиазм есть живой нерв истории, – историческое творчество, размах, энтузиазм связаны с этим хилиастическим чувством» (С.Н. Булгаков). Некоторые эту утопию уважают, а другие над этой утопию издеваются – это невежды.
– В: третий пытается найти компромисс, создав общество и государство, которые изучили и представили нормальные условия жизни для оба сообщества с разными ценностями.
Но договориться им бывает очень трудно – иногда в этом конфликте компромисс перейдет в горючую войну. Часто, что и общество, и государство не имеют знания и не могут догнать процессы. Да и латентные конфликты бывают очень активны.
Это было и в России, и в Испании. Но сейчас эти проблемы не изучают, хотя полезно, – эта грубая модель дает образ этих отношений, а детали легко найти.
https://sg-karamurza.livejournal.com/314193.html
02.01.2020

Невежество, замороженное во время

С.Г.Кара-Мурза: Начинаем. Невежество, замороженное во время 1960-1990 годов (Части из статьи).
Постепенно народ раскололся – одна общность видела свою картину мира и мыслила в ней, – а другая общность с другой картиной. После войны старики и подростки еще мыслили, как общинные люди, и партия следила за единством. Но за 1955-1960 гг. пришли новые поколения с множеством профессий. Войти в новое сообщество с единстве – очень сложно. Но что мы увидели во время 1985-1991 гг.? Разрывы отношений людей и тяжелые потери.
...Дюркгейм изучал этот разрыв в типах отношений людей и их солидарности. Эта дезорганизация привела на Западе к тяжелой социальной и культурной болезни – аномии, распад связей и нарушение нравственных и правовых норм. Дюркгейм разрабатывал теорию солидарностей: одна механическая, другая – органическая.
Текст С.Г.Кара-Мурзы и его обсуждение см. по ссылке:
https://sg-karamurza.livejournal.com/314109.html
01.01.2020

Cпокойного и доброго Нового года!

С.Г.Кара-Мурза: Всем товарищам и друзьям желаю спокойного и доброго Нового года!
Завтра начну закруглять сложные и мрачные работы. Но ведь, и светлые картины полезны. Постараюсь пойти таким путем.
https://sg-karamurza.livejournal.com/313688.html
31.12.2019

С.Г.Кара-Мурза: Поздравляю всех, кто уважают нашу страну и нашу историю!

С.Г.Кара-Мурза: Во второй части ХХ века мы многого не успели изучить и понять в картине мира - и нашу свою часть, и Запада и Востока. Вихри над нами были очень быстрые, а мы погрузились в невежество. Сейчас нам надо учиться, а не тратить время в спорах. Возможно, я еще смогу оформить нескольких вариантов полезных для рассмотрения.
Вспомним 1917!
https://sg-karamurza.livejournal.com/313463.html
07.11.2019

С.Г.Кара-Мурза поздравляет

В своем ЖЖ С.Г.Кара-Мурза написал:
Поздравляю с 1 Мая, Днем международной солидарности трудящихся
а также порадуемся Весне и Труду.
Попозже я вернусь к станку. Пока в РАН идет великая реформа.
https://sg-karamurza.livejournal.com/313282.html
01.05.2019

С.Г.Кара-Мурза. 2-я часть книги "Политэкономия - образ экономики"


С.Г.Кара-Мурза: Начинаю выкладывать 2-ю часть книги "Политэкономия - образ экономики"

Тексты глав и их обсуждение в ЖЖ:
https://sg-karamurza.livejournal.com/302968.htmlСодержание
Добавляю библиографию, будет легче читать
https://sg-karamurza.livejournal.com/303146.html Библиография-1
https://sg-karamurza.livejournal.com/303455.html Библиография-2
https://sg-karamurza.livejournal.com/303716.html Библиография-3
Дополнение к введению. Короткое объяснение смысла книги.
https://sg-karamurza.livejournal.com/304029.html
Для начала - Приложение к Гл. 4. Парагвай: разгром первого социализма.Прокси война Англии
https://sg-karamurza.livejournal.com/304144.html
Гл. 8. Становление политэкономии социализма в СССР (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/304452.html
Гл. 8. Становление политэкономии социализма в СССР (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/304685.html
Гл. 9. Военный коммунизм: классическая чрезвычайная политэкономия (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/305021.html
Гл. 9. Военный коммунизм: классическая чрезвычайная политэкономия (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/305384.html <
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа (1,2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/305641.html
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа (3)
https://sg-karamurza.livejournal.com/305740.html
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа (5)
https://sg-karamurza.livejournal.com/305958.html
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа (6)
https://sg-karamurza.livejournal.com/306243.html
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа (7)
https://sg-karamurza.livejournal.com/306447.html
Гл. 11. А.В. Чаянов и дискуссия о политэкономии (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/306863.html
Гл. 11. А.В. Чаянов и дискуссия о политэкономии (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/307184.html
Гл. 12. Дискуссия о политэкономии социализма среди советских марксистов (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/307232.html
Гл. 12. Дискуссия о политэкономии социализма среди советских марксистов (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/307674.html
Гл. 13. Долгий спор о политэкономии (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/307779.html
Гл. 13. Долгий спор о политэкономии (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/308025.html
Гл. 13. Долгий спор о политэкономии (3)
https://sg-karamurza.livejournal.com/308442.html
Гл. 14. Фрагменты латентной политэкономии СССР (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/308669.html
Гл. 14. Фрагменты латентной политэкономии СССР (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/308941.html
Гл. 14. Фрагменты латентной политэкономии СССР (3). Коллективизация
https://sg-karamurza.livejournal.com/309666.html
Гл. 14-3 (2).Фрагменты латентной политэкономии СССР. Коллективизация. Современные оценки
https://sg-karamurza.livejournal.com/309837.html
Гл. 15. Становление политэкономии СССР и антропология (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/310117.html
Гл. 15. Становление политэкономии СССР и антропология (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/310299.html
Гл. 16. Революции, насилия и жестокость (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/310825.html
Гл. 16. Революции, насилия и жестокость (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/311193.html
Гл. 17. Религиозность, антропология и политэкономия (1,2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/311733.html
Гл. 17. Религиозность, антропология и политэкономия (3,4)
https://sg-karamurza.livejournal.com/312057.html
Гл. 18. Религия и революции (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/312277.html
Гл. 18. Религия и революции (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/312568.html
Гл. 19. Наука и культура: функции религии (1)
https://sg-karamurza.livejournal.com/312701.html
Гл. 19. Наука и культура: функции религии (2)
https://sg-karamurza.livejournal.com/312846.html
Список еще не выложенных глав:
Гл. 20. Короткое отступление
Послесловие

07.02.2019 - 17.03.2019

С.Г.Кара-Мурзе - 80 лет

Материалы в январе:
Газета "Советская Россия". Статья С.Г.Кара-Мурзы "Трудно искать путь"
http://www.sovross.ru/articles/1793/42595/
Газета "Завтра". Статья С.Г.Кара-Мурзы. Кто мы, откуда, куда идём?
http://zavtra.ru/blogs/kto_mi_otkuda_kuda_idyom
Поздравление от коллектива редакции газеты "Завтра"
http://zavtra.ru/events/sergeyu_kara-murze_80
Газета "Советская Россия". Статья Р.Вахитова. Апология советского разума
http://www.sovross.ru/articles/1795/42660
Газета "Завтра". Статья Т.Воеводиной. Боевая социология
http://zavtra.ru/blogs/kara-murze_80
Интернет-газета "Столетие". С.Г.Кара-Мурзе - 80
http://www.stoletie.ru/lenta/sergeju_kara-murze__80_918.htm
С.Г.Кара-Мурза - Создатель Новой Мировоззренческой Модели (к юбилею)
http://anti-glob.ru/sergej-kara-murza-sozdatel-novoj-mirovozzrencheskoj-modeli-k-yubileyu/

Обсуждения на странице С.Г.Кара-Мурзы в ЖЖ
https://sg-karamurza.livejournal.com/302089.html
https://sg-karamurza.livejournal.com/302589.html
https://sg-karamurza.livejournal.com/302780.html
23.01.2019

С праздником образования СССР

С.Г.Кара-Мурза: С нашим праздником образования СССР - 30 декабря 1922 года!
Вспомним это событие и подумаем, куда движется наша судьба.
А дальше - всех поздравляю с Новым годом!
https://sg-karamurza.livejournal.com/301860.html
30.12.2018

Не капитализм и не социализм... А что у нас?

С.Г.Кара-Мурза. Статья "Не капитализм и не социализм... А что у нас?" // Экономическая теория, анализ, практика. 2018. №2.
В ходе обсуждения в ЖЖ С.Г.Кара-Мурза написал: "Главное не то, что вор "слямзил все нажитое", а то, что мы все ночью спали, а дверь не закрывали. После 1950 г. страна стала городской, а знания нам новая система не дала, и сама не знала. И мы начали погружаться в невежество по важным аспектам. И вор залезал в нашу квартиру непрерывно - даже не тащить вещи, а подсыпали наркоту - систематически.
Так что, проблема не в воре,надо нам изучать себя, и надо найти врачей, которые изучат симптомы и поставят диагноз. Потому, что мы не лечимся."
Адрес статьи:
https://cyberleninka.ru/article/n/ne-kapitalizm-i-ne-sotsializm-a-chto-u-nas
Адрес обсуждения:
https://sg-karamurza.livejournal.com/301702.html
И еще С.Г.Кара-Мурза добавил: Кончаю вторую книгу об "Образе политэкономии". Пока от 1917 до 1953. Потом постепенной кризис, перестройка и 1990-е годы.
К Новому году буду выкладывать.
14.12.2018

Сегодня вспомним нашу победу 101 год назад - в 1917 г.

С.Г.Кара-Мурза написал в ЖЖ: Поздравляю товарищей! Сегодня вспомним нашу победу 101 год назад - в 1917 г.
И добавил на словах: Вспомним 25 октября 1917 г. Это была великая победа справедливости и красоты.
Наши ошибки мы изучим, это поможет нашим братьям - и народам, и поколениям.
У меня было время, и я вспоминал свои счастливые моменты с 1941 г. И большинство таких моментов было связано с Октябрьской революцией.
Это были отношении с людьми, и почти всегда был в этом какой-то элемент той революции. Раньше я этого не замечал и не думал.
Обсуждение в ЖЖ:
https://sg-karamurza.livejournal.com/301460.html
07.11.2018

В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы






                                   НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ




Материалы С.Г.КАРА-МУРЗЫ В ЖЖ


Поступления прошлых лет

10.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 2
01.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 1
10.11.2011 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Проблемы интенсификации науки (1989 г.)
07.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Демонтаж народа
04.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Маркс против русской революции
01.03.2006 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин. Экспорт революции
08.01.2006 - Добавлен Манифест партии цивилизационного типа
28.12.2005 - В "Библиотеке" Л.А.Асланов "Культура и власть"
25.12.2005 - В "Библиотеке" М. Сахлинс "Горечь сладости или нативная антропология Запада."
20.12.2005 - В "Книги" сборник "Неполадки в русском доме -2"
13.12.2005 - В "Библиотеке" М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Информация
Отсутствующие на сайте книги и статьи С.Кара-Мурзы можно поискать в интернет-библиотеках, например тут.


Сергей Кара-Мурза



Сторонники С.Г. Кара-Мурзы более 5 лет выпускают газету "Точка.ру" Окажите поддержку редакции газеты !
Перечислить деньги можно через отделение любого банка, скачав квитанцию тут
Или на карту сбербанка
676196000029631331
Или через кошелёк вебмани:
R234843265982 - рублевый кошелек
Z209223718633 - долларовый кошелек
Через сервис Яндекс-Деньги
41001740800035
Реквизиты для юридических лиц:
ООО "Точка Ру" ИНН/КПП 4345147509/434501001, р/с 40702810100130009232 в ОАО КБ «Хлынов» г. Киров к/с 30101810100000000711 БИК 043304711ОКПО 93248626
Назначение платежа нужно указать «безвозмездная финансовая помощь»
Рассылки@Mail.ru
Кризис России - аналитика, новости, интервью